Афины и Спарта. Сравнительная характеристика – Учительская газета

На протяжении всего своего существования Древняя Греция не знала единой централизованной власти, хотя попытки установить ее были. Относительно устойчивые и крупные объединения полисов возникли во время войн с Персией. Их возглавили два самых могущественных полиса – Афины и Спарта, образовавших два центра древнегреческой цивилизации, причем каждый из них развивался особым путем. История Афин – это прежде всего история становления и победы античной демократии, в то время как Спарту принято считать милитаристским, даже «полицейским», крайне консервативным государством. Соперничество этих двух полисов привело к многолетним гражданским войнам.

Афины

Афины были главным городом Аттики – области, расположенной на юге Балканского полуострова. Население Аттики постепенно объединялось вокруг Афин. Эта область была богата полезными ископаемыми (глиной, мрамором, серебром), но земледелием можно было заниматься лишь в небольших и немногочисленных долинах.

Главными источниками силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Крупный портовый город с удобной гаванью (она называлась Пирей) быстро превратился в экономический, торговый и культурный центр. Афиняне, создав самый мощный в Элладе флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам. В Афинах процветали науки и искусства, огромные средства затрачивались на градостроительство. В V в. до н.э. стал воздвигаться Акрополь – вершина древнегреческой архитектуры, центром которого был знаменитый храм Парфенон, посвященный Афине, покровительнице города. С Афинами связан расцвет древнегреческого театра. В Афины стекались знаменитые скульпторы, писатели. Философы Платон и Аристотель создали там свои школы.

Политическая жизнь полиса развивалась по пути демократизации, через острую борьбу с родовой знатью. Первым шагом к созданию афинской демократии были реформы Солона, избранного в 594 г. до н.э. архонтом (высший орган управления в Афинах). Сам великий законодатель заявлял, что цель его реформ – примирение враждующих группировок, сложившихся среди свободного населения. Прежде всего он запретил долговое рабство для афинян и объявил прежние задолженности бедняков недействительными, вернув им, таким образом, статус полноправных граждан. Солон укрепил частную собственность, разрешив покупать, продавать и дробить земельные участки. Политические права граждан зависели не от родовитости, а от имущественного положения. Самые бедные могли только избирать членов народного собрания, но не быть избранными. На зажиточных людей, обладавших полным объемом прав, были возложены довольно тяжелые, требующие больших расходов обязанности: они должны были строить суда, устраивать общественные праздники и зрелища. При Солоне возросла роль народного собрания.

Окончательно афинская демократия сложилась к середине V в. до н.э., когда выдающиеся политические деятели Эфиальп и Перикл усовершенствовали законы Солона, усилив позиции демоса: теперь все граждане полиса приобрели право избираться на высшие должности (кроме должности военачальника), «у нас каждый человек в отдельности может проявлять себя самодовлеющей личностью в самых разнообразных сторонах жизни» (из речи Перикла об Афинах, произнесенной в 431 г. до н.э.).

Народное собрание стало верховным органом власти и получило самые широкие полномочия: принимало законы, решало вопросы о войне и мире, заключало и расторгало договоры с другими полисами, избирало должностных лиц и проверяло их работу. На собраниях, а их проводили 40 раз в год, все вопросы тщательно обсуждались, и каждый имел право высказать свою точку зрения. Не менее важным было и то, что все должностные лица избирались голосованием или по жребию и были подотчетны и сменяемы. Как мы видим, многие принципы демократии, разработанные 25 веков назад, продолжают действовать и в наше время, превратились в своего рода вечные нормы жизни общества, которое заслуживает названия гражданского.

Спарта

Этот полис располагался на юге Пелопоннесского полуострова, в плодородной долине реки Эврот. Спартанское государство образовалось приблизительно к IХ в. до н.э. и сначала состояло из пяти поселений греков-дорийцев. Дальнейшая жизнь полиса протекала в непрерывных войнах с соседними общинами. Спартанцы захватили их земли, скот, а население превратили в рабов-илотов. Кроме илотов, на спартанцев работали также периэки, живущие в округе, которые были лично свободны, но платили дань. По преданию, вся жизнь в Спарте строилась на основе древнейших законов, введенных легендарным царем Ликургом.

Сами спартанцы (полноправные жители Спарты) были только воинами. Никто из них не занимался производительным трудом: поля спартанцев возделывали илоты. Вести торговлю могли только периэки, для спартанцев это занятие было запрещено, как и ремесло. В результате Спарта оставалась земледельческим полисом с замкнутой экономикой, в котором не могли развиться денежные отношения.

В Спарте сохранялись элементы жизни архаической родовой общины. Не допускалась частная собственность на землю. Земля была распределена на равные участки, которые считались собственностью общины и не подлежали продаже. Рабы-илоты, как предполагают историки, тоже принадлежали государству, а не отдельным гражданам Спарты.

Кроме того, в полисе господствовал принцип уравнительности, что было предметом гордости спартанцев, назвавших себя «общиной равных». «Какой смысл стремиться к богатству там, где своими установлениями о равных взносах на обед, об одинаковом для всех образе жизни законодатель пресек всякую охоту к деньгам ради приятной жизни» (греческий историк Ксенофонт о Спарте, 430-й – 353 гг. до н.э.).

Спартанцы обитали в одинаковых скромных жилищах, носили одинаковую простую одежду, лишенную украшений, золотые и серебряные монеты были изъяты из обращения. Вместо них имели хождение железные бруски. Легендарный царь Ликург ввел совместные трапезы, для устройства которых каждый должен был вносить свою долю (продуктами и деньгами). Младенцев с физическими недостатками уничтожали. Мальчики с 7 до 20 лет получали довольно жесткое общественное воспитание. Достигнув совершеннолетия, они зачислялись в состав войска и служили до старости. Суровая, строжайшая жизнь Спарты напоминала казарму. И это естественно: все преследовало одну цель – сделать из спартанцев мужественных и выносливых воинов.

Целям военизированного государства соответствовал и государственный строй Спарты. Во главе стояли два царя, выполнявшие обязанности военачальников, судей и жрецов, а также совет старейшин, состоявший из представителей знатных родов в возрасте не моложе 60 лет, и эфоры, своего рода контролирующий орган. В отличие от старейшин царей не избирали. Это было наследственное звание. Цари имели большие привилегии, но не могли принимать решения без одобрения совета старейшин, который, в свою очередь, должен был опираться на мнение народного собрания. Но элементы демократии не получили развития в Спарте: народное собрание, хотя и считалось формально высшим органом, не имело большого влияния на политическую жизнь. В отличие от Афин, на собраниях спартанцы не выступали с речами, не доказывали свою точку зрения, а криками выражали свое одобрение и неодобрение решения. Строй Спарты можно назвать олигархическим. Неизменность строя и архаичность обычаев поддерживались за счет строгой изоляции от других государств. Историк Ксенофонт писал о том, что спартанцам нельзя было ездить за границу, чтобы граждане не заражались от чужеземцев легкомыслием.

Борьба за лидерство

Силы Афин и Спарты особенно окрепли в эпоху войн с Персией. В то время как многие города-государства Греции покорялись завоевателям, эти два полиса возглавили борьбу с, казалось бы, непобедимой армией царя Ксеркса и отстояли независимость страны.

В 478 г. Афины образовали Делосский морской союз равноправных полисов, который вскоре превратился в Афинскую морскую державу. Афины, нарушая принципы автаркии, стали вмешиваться во внутренние дела своих союзников, распоряжались их финансами, пытались устанавливать на территории других полисов свои законы, т.е. вели настоящую великодержавную политику. Афинская держава в пору ее расцвета представляла собой весьма значительную силу: в нее входило около 250 полисов. Возвышение Афин, их претензии на роль центра древнегреческой цивилизации были восприняты Спартой как вызов, в противовес был создан Пелопоннесский союз. К нему присоединились и мелкие, бедные полисы, и богатые, передовые в экономическом отношении Коринф и Мегары, которые тоже были обеспокоены растущим влиянием Афин.

В 431 г. до н.э. между двумя союзами началась жестокая, длительная война (27 лет), охватившая всю Грецию. Сначала перевес оказался на стороне Спарты, и решающую роль здесь сыграло не только то, что в ее распоряжении была прекрасно обученная, дисциплинированная армия. Спарта заключила договор со своими недавними противниками – персами и получила от них большую денежную помощь, пообещав за это отдать греческие города в Малой Азии. На персидское золото спартанцы построили свой флот и разгромили морские силы Афин. В 404 г. до н.э. Афины, осажденные войсками спартанцев, вынуждены были сдаться.

Победа Спарты над Афинами означала, в сущности, победу олигархии над демократией, которая установилась к тому времени в большинстве полисов. Правда, успех Спарты оказался недолговечным. Афины создали второй морской союз. Против спартанцев вели борьбу и Фивы – богатый и могущественный полис. В 317 г. до н.э. фиванская армия разбила спартанскую. Пелопоннесский союз распался. От Спарты отделились несколько давно принадлежащих ей областей, и теперь ее владения вновь ограничились пределами Лаконики.

Спарта, таким образом, была выведена из игры за гегемонию, но и попытки Фив, а потом Афин реализовать их великодержавные планы не привели ни к каким результатам.

Кризис полиса и кризис цивилизации

Поражение Спарты восстановило демократию в греческих полисах, вернуло им независимость, но возвращение к прежнему порядку вещей было лишь видимостью. Длительные кровопролитные Пелопоннесские войны ослабили не только Спарту, но и победившие полисы, а в итоге и всю Грецию. Но главное, полис еще в эпоху Пелопоннесских войн вступает в состояние кризиса.

IV в. до н.э. – это финал классической Греции, ее полисной системы, начало конца древнегреческой цивилизации в целом.

Первые попытки понять законы природы были, конечно, несовершенны с точки зрения современной науки, но важно другое: теории строения мира создавались не на основе мифов, а на основе научных знаний.

Мария НИКОЛАЕВА, ученица 10-го класса гимназии «Логос», Дмитров, Московская область

Trojden | Древние Афины: Колпаков С. В.

Природные условия Аттики. Аттикой называют область, расположенную на востоке Средней Греции. Это небольшой полуостров, омываемый водами Эгейского моря. Берега его изрезаны множеством бухт, очень удобных для мореплавания. Большую часть Аттики занимают невысокие горы. Почвы здесь каменистые и пригодных под посевы земель очень мало. Полноводных рек нет, лишь пересыхающие летом ручьи и небольшие речушки. В засушливые годы посевы земледельцев часто страдали из-за недостатка влаги.

ДРЕВНИЕ АФИНЫ

Горы Аттики богаты полезными ископаемыми. Здесь издревле добывали железо, свинец и превосходный мрамор. На полуострове находились и богатейшие в Греции залежи серебра, а также большие запасы глины, используемой в гончарном деле. В центре полуострова, среди широкой равнины, расположился главный город Аттики — Афины.

Он и дал название сложившемуся здесь государству.

Пользуясь картой и текстом, расскажите о географическом положении и природных условиях Аттики.

Вот что говорилось в легенде о происхождении названия Афин. Поспорили как-то богиня Афина и бог Посейдон, кому из них быть покровителем величайшего в Греции города. Чтобы решить свой спор, они договорились, что покровителем будет тот, кто сделает его жителям лучший подарок. Он же даст городу и своё имя. Ударил Посейдон трезубцем по скале Акрополя, и потекла из того места вода. Обрадовались было люди, но вода эта оказалась солёной, как море. Тогда Афина воткнула в землю своё копьё, и превратилось оно в оливковое дерево. Попробовали люди его плоды и решили, что этот дар бесценен. Город был назван в честь Афины, которая стала его покровительницей.

Основные занятия населения. Одним из важнейших занятий жителей Аттики было земледелие. В долинах рек и на плоскогорьях они выращивали ячмень, пшеницу, бобы, на склонах гор — виноград и оливковые деревья.

Жертвоприношение в честь богов. Древнегреческий рисунок

Виноград в основном использовался для изготовления домашнего вина. Оливковое масло шло в пищу и применялось для освещения жилищ. Его употребляли и вместо мыла, которого тогда не знали. Масло входило в состав многих лекарств. Им же греки умащивали тело перед физическими упражнениями. Оливки наряду с хлебом и рыбой были основной пищей людей. Их ели сушёными, солёными и вымоченными в уксусе. На склонах лесистых гор паслись стада коров, овец, коз. Из их молока получали сыр, который тоже был одним из важнейших продуктов питания местных жителей.

Перечислите основные занятия жителей Аттики.

Своего хлеба в Аттике выращивали мало, и его всегда не хватало. Зерно приходилось покупать у соседей или ввозить из-за моря. Там его обменивали на вино, оливковое масло, изделия ремесленников. Больше всего ценились изделия афинских гончаров. Вышедшие из-под их рук расписные вазы, тарелки, кубки, амфоры охотно раскупались повсюду.

Ценилось и изготовленное в Аттике вино. Греки пили вино, чтобы утолить жажду, разбавляя его при этом на две трети родниковой водой. Необходимость ввозить зерно в Аттику способствовала тому, что её жители с древних времён занимались торговлей и мореплаванием. Занимались они также и рыболовством, чему весьма способствовало наличие удобных бухт, которыми изобилуют берега Аттики. Это обстоятельство облегчало им и занятия мореплаванием.

Государственное устройство Древних Афин. Как и в других полисах, высшим органом власти в Афинах было Народное собрание. Но со временем оно стало терять своё значение. Высшая власть оказалась в руках особого совета, куда входили только аристократы. Обычно он собирался на холме, посвящённом богу войны Аресу, отсюда произошло и его название — ареопаг. Этот совет принимал законы, разбирал споры афинян, судил их. Ареопаг избирал высших должностных лиц государства. В Афинах их называли архонтами. Среди них были верховный жрец, судьи, командующий афинским войском.

Жили в Афинах по законам, которые в конце VII века до н. э. были установлены архонтом Драконтом. Эти законы за все, даже самые незначительные, преступления предусматривали жестокие наказания. Чаще всего — смертную казнь. Она полагалась даже за кражу овощей с огорода. Афиняне говорили про драконтовские законы, что они написаны не чернилами, а кровью.

Положение афинских земледельцев. Самые плодородные земли в Аттике были со временем захвачены знатью. Аристократам принадлежали обширные поля, виноградники, оливковые рощи. Наделы же простых людей были небольшими. Урожая с них едва хватало, чтобы свести концы с концами. Когда посевы земледельцев страдали от засухи, многие из них брали зерно в долг у богатых соседей. За каждый взятый мешок приходилось возвращать через год уже намного больше. Владелец зерна ставил на земле должника долговой камень.

На нём было высечено, сколько и когда вернуть. Если земледелец не мог расплатиться вовремя, его землю отбирали в счёт долга.

Правда, он мог продолжать работу на ней, но теперь должен был отдавать новому владельцу значительную часть урожая. Приходилось залезать в новые долги. Если же земледелец снова не мог с ними расплатиться, он продавал семью или самого себя в рабство. Хозяин мог продать раба или заставить его работать в своём хозяйстве. В отличие от Спарты, рабов здесь было намного меньше, и они весьма высоко ценились. К тому же законы Афин запрещали их убивать.

Амфора из Аттики

Древнегреческое бронзовое зеркало

Со временем всё больше афинских граждан теряли и землю, и свободу. Но пожаловаться им было некому. Законы Драконта охраняли в основном интересы богатых людей. К тому же и судьи, разбиравшие споры, избирались из числа аристократов. Простой народ, который в Афинах назывался демосом, был недоволен своим бесправным положением.

Как вы думаете, мог ли гражданин Спарты быть проданным в рабство за долги? Обоснуйте свой ответ.

Подведём итоги. Первоначально верховная власть в Афинском государстве принадлежала Народному собранию. Но со временем руководить государством стали аристократы.

Амфора — керамический сосуд для хранения масла и вина.

Конец VII века до н. э. Введение в Афинах законов Драконта.

Вопросы и задания

1. Сравните природные условия Аттики и Лаконики. Как они повлияли на занятия жителей этих областей?

2. Расскажите, как управлялось Афинское государство.

3. Почему афинские земледельцы теряли землю и становились рабами?

4*. Сравните государственное устройство и положение различных слоёв населения в Спарте и Афинах. Что между ними общего, в чём различия?



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница

. Это был район недалеко от рынков и общественного центра Афин, «агоры». Рабы и женщины не имели права голоса, не говоря уже о том, чтобы быть частью правящего собрания.

Спартанской формой правления была олигархия (правление немногих. Древнегреческое «олигос» переводится как «немногие», а «архия» означает «правление». ). В Спарте были элементы монархии (правление королей), демократии (путем избрания совета/сенаторов) и аристократии (правление высшего класса или класса землевладельцев). В Спарте было два царя, которые правили пожизненно и передавали короны своим избранным сыновьям. Кроме того, ежегодно избиралось пять эфоров. Спартанским эквивалентом сената была его «герусия», в то время как эфоры и короли регулярно посещали «апеллу» (генеральное собрание), чтобы разработать и попытаться провести «ретраи», или предложения и декреты. Другими целями общего собрания были голосование и принятие законов, а также принятие гражданских решений. Процесс, посредством которого это осуществлялось, заключался в простом выкрикивании «да» или «нет».

Как группа, пять эфоров в Спарте обладали властью над королями, но, как правило, не использовали эту власть и ограничивались религиозными и военными обязанностями. Система правления Спарты была очень закрытой и открытой для членов только с самым высоким социальным положением.

Образ жизни

Лаконианский чернофигурный Кайликс; Спарта ок. 570 г. до н.э.

По сравнению с простым образом жизни спартанского народа, афиняне имели очень современный и открытый взгляд. В отличие от Спарты, в Афинах мальчиков не заставляли идти в армию. Будучи афинянином, можно было получить хорошее образование и заниматься несколькими видами искусства и науки. Спартанцы не были открыты для образования, они сосредоточились только на военной силе и послушании и мало взаимодействовали с внешним миром.

Спарта довольствовалась тем, что держалась особняком, и при необходимости предоставляла армию и помощь другим государствам. Афины, с другой стороны, хотели контролировать все больше и больше земель вокруг себя. Это в конечном итоге привело к войне между всеми греками.

Климат

В Афинах был средиземноморский климат с большим количеством осадков, тогда как в Спарте был довольно умеренный, но очень сухой климат. Из-за эрозии почвы и меньшего количества растительности вода в Спарте была очень скудным товаром.

Женщины Афин и Спарты

Семейные связи в Афинах были крепче, и женщины юридически находились на иждивении своих мужей или своих отцов. Они не могли владеть никаким имуществом, кроме семьи. В Спарте у женщин были права, которых не было у других греческих женщин. В Спарте женщины были сильнее и устанавливали связи с мужчинами по своему усмотрению. Они также могли владеть имуществом самостоятельно. В Афинах женщины выполняли работу по дому, например, ткали или готовили, но в Спарте женщины были свободны от всех этих обязанностей.

Война между Афинами и Спартой

Афины и Спарта были двумя соперничающими городами-государствами, причем последняя имела очень хорошо обученную армию и солдат, а первая могла похвастаться хорошим флотом. Афины и их союзники, известные как Делосский союз, вступили в конфликт со спартанцами и Пелопоннесским союзом, и в 431 г. до н. состояния.

Этот конфликт, Пелопоннесская война, по существу был 28-летним периодом гражданской войны между греческими городами-государствами. (Городом-государством был город, такой как Афины, и окружающая его страна, находящаяся под его влиянием и защитой; Афины и их окрестности, известные как Аттика, были размером примерно с Род-Айленд). Спарта имела явное военное преимущество на суше, но афинский флот превосходил возможности Спарты на море; ни одна из сторон не смогла захватить и удержать преимущество. Обе стороны пережили крупные победы и сокрушительные поражения, и война часто прерывалась периодами мирных переговоров. Война закончилась в 404 г. до н.э. поражением Афин и их демократии.

Экономика

Спарта была в основном сельскохозяйственной землей из-за своего внутреннего расположения. Важнейшим импортом были металлы. В Спарте мужчины были в основном воинами; другие были рабами. Их экономика была в основном основана на сельском хозяйстве. Экономика Афин больше зависела от торговли.

Популярное