Сны Раскольникова — описание, суть, смысл, значение (таблица)
Раскольников (актер Г. Тараторкин, фильм 1969 г.) |
В романе «Преступление и наказание» автор рассказывает нам о снах Раскольникова и Свидригайлова.
Описание снов Раскольникова из романа «Преступление и наказание» |
Сон о лошади (часть 1 глава V) Накануне преступления Раскольникову снится сон о лошади, которую забивают до смерти кнутом. Судя по всему, будучи маленьким мальчиком, Раскольников вживую видел убийство лошади и это воспоминание сохранилось в его голове. Этот сон как будто напоминает ему о том, что он способен чувствовать жалость и сострадание к живому существу:«Страшный сон приснился Раскольникову. «…в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка…» «Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе…»Сон отражает двойственность натуры Раскольникова (как и любого человека): во сне молодой человек испытывает жалость к лошади, к животному, но при этом в реальной жизни он замышляет убийство человека, к которому жалости не испытывает. Смотрите: — Краткое содержание сна о лошади — Анализ сна о лошади — Текст сна о лошади |
Сон об Африке (часть 1 глава VI) Сон об Африке снится Раскольникову накануне преступления, когда герой находится в болезненном состоянии. В этом сне герой видит Египет, оазис, голубую воду, разноцветные камни, золотой песок: «Ему все грезилось, и все странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему, Этот сон представляет собой полный контраст с реальной жизнью Раскольникова — жалкой, бесцветной и серой. Смотрите: |
Сон об Илье Петровиче и хозяйке (часть 2 глава II) После совершения преступления Раскольников впадает в бред и видит сон о том, как полицейский Илья Петрович бьет хозяйку квартиры Раскольникова. Во сне молодой человек чувствует страх, что за ним могут прийти, чтобы арестовать: «Вдруг Раскольников затрепетал как лист: он узнал этот голос; это был голос Ильи Петровича. Илья Петрович здесь и бьет хозяйку…» «Но, стало быть, и к нему сейчас придут, если так, «потому что… верно, все это из того же… из-за вчерашнего…» «Страх, как лед, обложил его душу, замучил его, окоченил его…»В этом сне воплощается страх Раскольникова того, что его разоблачат и арестуют. В то же время во сне он не предпринимает ничего, чтобы не сдаться полиции. Смотрите: — Текст сна об Илье Петровиче и хозяйке |
Сон о смеющейся старухе (часть 3 глава VI) Раскольников видит бредовый сон о покойной старухе-процентщице перед тем, как к нему приходит Свидригайлов. Во сне Раскольников идет в квартиру старухи вслед за каким-то человеком, который зовет его за собой. В квартире в углу гостиной молодой человек видит сидящую старуху-процентщицу, которая смеется. Раскольников пытает расправиться со старухой, но ему это не «…старушонка сидела и смеялась, — так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех сил крепясь, чтоб он ее не услышал…»Не сумев совладать со старухой, Раскольников бежит прочь, но повсюду видит смотрящих на него людей – на лестнице, в помещениях и т.д.: «…все смотрят, — но все притаились и ждут, молчат… Сердце его стеснилось, ноги не движутся, приросли… Он хотел вскрикнуть и — проснулся…»В этом сне Раскольников испытывает страх разоблачения и позора, которые мучают его и в реальности. Смотрите: — Анализ сна о старухе — Текст сна о старухе |
Сон о конце света (Эпилог глава II) Это последний сон Раскольникова. Сон о конце света снится герою уже на каторге. Отбывая срок на каторге, Раскольников однажды заболевает и попадает в больницу. В болезненном бреду он несколько раз видит сон о конце света:«Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и в бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве…»Этот сон снится Раскольникову в Сибири на каторге. Каторга становится для героя началом его новой жизни и искупления греха. Этот сон – символ очищения и обновления души героя. Это очень яркий и эмоциональный сон, который говорит об активной внутренней работе героя. Смотрите: — Текст сна о конце света |
Это была таблица с описанием снов Раскольникова в романе «Преступление и наказание» по главам: суть, смыл, значение сновидений главного героя.
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о Раскольникове
Сны Раскольникова и их значение – таблица
В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» множество символичных сцен, которые играют важную роль для смысла произведения. Ярким примером являются сны Раскольникова и их значение. Через образы, являющиеся герою во снах, к нему приходят важные решения, а читатель более точно понимает внутренние переживания героя.
Сны Раскольникова в романе занимают важное место. Каждый из них является знаковым для судьбы Раскольникова. Приходят они в особо ярких состояниях и имеют очень символичное значение. Наиболее удобно символику и значение снов героя отобразить таблица «Сны Раскольникова».
Сон | Содержание | Значение | Символика |
Сон о лошади | Далекое детство Родиона. Они с отцом направляются в церковь и проходят мимо кабака. Родя видит, как выпившие мужики жестоко избивают маленькую слабую лошадь, которая запряжена в очень большую, несоразмерную ей телегу. Родя хочет заступиться за животное, но на его глазах лошадь убивают, прибив до конца железным ломом. | Сон как бы подготавливает Раскольникова, остерегает его, говорит о том, что задуманное злодеяние противоречит чистой душе и положительным качествам героя. | Церковь и кабак как противопоставление жизненных позиций, но находятся они совсем рядом друг с другом. Кабак является олицетворением зла и жестокости, пьянства, которое приводит к негативным последствиям. Церковь же – олицетворение чистого и светлого начала в человеке, Бога. Церковь и кабак не случайно находят недалеко друг от друга: это показывает, что каждый человек волен сам выбирать, по каким принципам ему жить, а от добра до зла может быть всего один шаг. |
Сон об Африке | Египет, оазис, голубая вода и теплый песок. | Жажда души, стремление к чистому и прекрасному. Сон снится на кануне убийства, герой все еще может остановиться и выбрать путь чистой жизни. | Оазис, голубая вода, тепло – как чистота побуждений и образа жизни среди океана нищеты и разрата, грязных мыслей и злобных затей. |
Сон об Илье Петровиче и хозяйке | Сон происходит как в бреду. во сне приходит полицейский Илья Петрович и Родион якобы слышит, как внизу он бьет хозяйку квартиры. | Страх Родиона быть разоблаченным, пойманным за свое преступление. Раскольников боится, что его арестуют и ничего не предпринимает для спасения хозяйки. | Сцена выступает как композиционный двойник убийства старухи и Лизаветы. Родион мог остановить себя, одуматься, но ничего не сделал. |
Сон о смеющейся старухе | По зову какого-то человека, Раскольников приходит в квартиру процентщицы и видит ее сидящей в углу. Герой пытается расправиться со старухой, но у него не получается, он слышит только ее смех. Раскольников сбегает и оказывается под взглядом множества людей, которые притаились и молча ждут, что он будет делать. | Сон символизирует внутреннее состояние героя. Не зря сон снится именно перед приходом Свидригайлова, который сознается, что все знает. Сон означает полный провал эксперимента над собой. | Смех выступает как победа старухи – убил ее, но не выиграл, а проиграл ей, испытывая муки совести. |
Сон о конце света | Все люди подвержены страшной болезни. Они должны погибнуть, заражены злобой и жестокостью, убивают друг друга и плодят ужас на Земле. Только некоторые избранные могут выжить с помощью того, что несут в мир свет и чистоту. | Сон снится Раскольникову, когда он находится на каторге, после всех перенесенных им мук. Рядом с ним – Соня, которая умеет сострадать и несет в себе всю боль человечества, очищение и страдание. Каторга и Соня становятся для героя началом новом жизни и искупления своего страшного греха. | Сон как символ обновления души, ее очищения. |
С помощью данной таблицы можно написать сочинение на тему «Сны Раскольникова», указать их значение и символический смысл.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Лия Суфиянова
12/16
Анна Дымовская
13/16
Александр Левенских
16/16
‘saint’ Apocalypse
16/16
Александр Сошников
14/16
Татьяна Зубченко
16/16
Олеся Ражапоа
13/16
Миша Одинцов
14/16
Sofy Cat
14/16
Варя Калисова
16/16
Глава 5
Резюме
Не доезжая до Разумихина, Раскольников меняет свое решение, но обещает, что пойдет «послезавтра, когда с этим покончено», но потом в отчаянии задается вопросом, действительно ли это произойдет. Это его так пугает, что он идет в трактир и выпивает рюмку водки. Так как он был непривычен к алкоголю, он неуверенно идет в парк и тут же засыпает.
Ему снится, что он снова в детстве, семи лет, и, гуляя с отцом, видит пьяного крестьянина, пытающегося заставить свою старую лошадь тянуть тяжелую телегу, полную людей. Когда толпа смеется над ним и нелепым зрелищем, крестьянин сердится и начинает бить старую, немощную лошадь. Он бьет так свирепо, что другие присоединяются к «веселью». Наконец они начинают использовать ломы и железные древки. Старая лошадь сначала пытается сопротивляться, но вскоре падает замертво. Мальчик во сне, чувствуя большое сострадание к пораженной и мертвой кобыле, обнимает зверя и целует его. Весь сон крестьянин-хозяин кричит, что кобыла принадлежит ему и он имеет право делать с ней все, что захочет.
Пробудившись от сна, Раскольников отрекается от этого «проклятого моего сна» и с ужасом думает: «Неужели я возьму топор и ударю ее по голове, размозжу ей череп… Боже, неужели возможный?» Затем он «…отрекается от этой моей проклятой фантазии», потому что он никогда не наберется достаточной решимости, чтобы сделать это.
Однако, прогуливаясь по Сенной площади, он подслушивает разговор мещанина с Лизаветой Ивановной, сводной сестрой старого ростовщика, о том, что на следующую ночь «в семь часов вечера старуха будет дома». один.»
Анализ
Во всех этих ранних сценах Раскольникова несколько лихорадит. На протяжении всего преступления он не в себе, и его иррациональные действия можно приписать его болезни. В конечном счете, криминальные теории предполагают, что преступник часто болеет в момент совершения преступления, и эта теория будет использована для смягчения вины Раскольникова.
Когда Раскольников ложится спать в парке, Достоевский сообщает нам, что «сны больного человека часто необычайно отчетливы, ярки и чрезвычайно жизнеподобны. Сцена может состоять из самых неестественных и нелепых элементов, но обстановка и представления так правдоподобны, детали так тонки, так неожиданны, так художественно гармонируют со всей картиной, что сновидец не мог бы выдумать их себе в бодрствующем состоянии Такие болезненные сновидения всегда производят сильное впечатление на и без того встревоженное и возбуждают нервы и запоминаются надолго».
Таким образом, Достоевский объявляет читателю, что сон Раскольникова теперь и позже будет иметь для него особое значение, и потому все сны так или иначе символичны.
Когда Раскольников просыпается, он задается вопросом, сможет ли он на самом деле «взять топор… расколоть ей череп… втоптаться в липкую теплую кровь… [и] спрятаться». Он заканчивает тем, что отрекается от «этой моей проклятой мечты», тем самым символически отвергая свой план убийства Алены Ивановны. Во сне Раскольников проявляет свою двойственную натуру на работе. Он и крестьянин Миколка, который жестоко забивает лошадь до смерти, и мальчик, испытывающий огромное сострадание к страдающей лошади. Таким образом, бодрствующий Раскольников отвергает миколкову сторону своей натуры, отказываясь от сна.
Во сне присутствуют и другие идеи, развитые позже. Затрагивается идея собственности как ответственности собственника. Это относится к огромному количеству имущества ростовщика и праву распоряжаться им по своему усмотрению; даже если она «тратит» его на монахов, распевающих молитвы за умерших, тем не менее, это ее собственность. Идея невинных страданий, как должна страдать лошадь, подразумевается. Лошадь интерпретируется как «мать Россия», поскольку позже, когда Раскольников признается, Соня велит ему поклониться и поцеловать землю матери России, которую он осквернил.
После сна из подслушанного разговора выясняется, что Лизаветы не будет в 7 часов следующей ночи. Это заставляет Раскольникова рассматривать это как прекрасную возможность для совершения преступления. Позже Раскольников попытается оправдать идею преступления и будет утверждать только то, что он совершил его до того, как мысль окончательно сформулировалась. Но в этот момент нищая бедность, эмоциональное письмо матери и благоприятное обстоятельство одиночества Алены Ивановны объединятся, чтобы подтолкнуть фактическое действие в немедленное исполнение.
Сны в «Преступлении и наказании» Пример бесплатного эссе
Сны — это постоянное чувство оторванности от реальности, позволяющее нам быть тем, кем мы не можем быть, и исполнять наши бессознательные желания. В «Преступлении и наказании» Достоевского изображение сновидений рассматривается на более глубоком уровне, что изображается как символизм по отношению к Раскольникову, главному герою, иному взгляду на мир, а также предвещает многие значимые события в повести.
Достоевский исследует сложность снов Родиона Раскольникова и то, как они изображают психологическую обработку Раскольниковым того, что он делает, особенно своего преступления.
Не используйте плагиатные источники. Получите свое индивидуальное эссе на тему
«Сны в преступлении и наказании»
НОВИНКА! умное совпадение с писателем
В первом сне Раскольникова показана хромая кобыла, которую люди свирепо избивают, пока он наблюдает за молодым Раскольниковым.
Изображение младшего Раскольникова, наблюдающего за страшным убийством лошади, символизирует его невиновность, а убийственная смерть кобылы символизирует и предвещает жестокую смерть ростовщицы Алены Ивановны. В его третьем сне это символизирует формирование его вины, поскольку его преступление насильственного убийства сестер Ивановны не дает ему покоя.
Более того, в его последнем сне есть болезнь, которая распространяется среди людей и сводит их с ума, заставляя верить, что они единственные разумные люди. Эти зараженные люди в конечном итоге убивают друг друга. Это представляет его осознание окончательной веры в то, что его экстраординарная теория о себе неверна.
Он понимает, что если каждый человек думает, что он самый умный человек, то они будут сражаться друг с другом и восстанут против человечества. Поэтому эти сны очень важны для морально-психологического роста главного героя, Родиона Раскольникова, в этой книге.
Первый сон Раскольникова показывает его раздвоение личности. Это показывает два различных конфликта между его чистым сердцем и испорченным разумом, которые проявляются в его сне о хромой кобыле. Мечта Раскольникова восходит к временам его юности. Во сне он проходит мимо группы крестьян во главе с Миколкой, который велит своим друзьям сесть в его телегу и заставляет хромую кобылу тянуть их.
Когда кобыла слишком слаба, чтобы тянуть их, Миколка и его друзья начинают бить и стегать кобылу до тех пор, пока она не перестанет дышать. Молодой Раскольников становится свидетелем всего этого и «пробрался [с] криком сквозь толпу к рыжей кляче, обнял руками окровавленную мертвую голову [кобылы] и поцеловал ее… потом вскочил и в исступлении полетел с свои кулачки на Миколку» (Достоевский 61-62).
Маленький невинный ребенок во сне олицетворяет добродетельную сторону Раскольникова, который выражает свою теплоту и сочувствие умирающей кобыле, целуя ее. Он ошеломлен дикостью Миколки, и ему жаль, что кобыла не смогла дать отпор или даже спасти ей жизнь. Это похоже на многих персонажей книги, таких как Соня, Дуня и особенно на Раскольникова, поскольку все они избиты бедностью.
Когда Раскольников очнулся от сна, он вдруг созерцает убийство и спрашивает себя: «Неужели мне взять топор · Ударить ее по голове [и] расколоть ей череп · Что я буду топтаться в липкой теплой крови, сломать замок, украсть, дрожит [и] спрятаться, весь в крови · топором · Господи, неужели?» (Достоевский 62). Насильственное убийство лошади сравнимо и предвещает зверское нападение Раскольникова на ростовщицу Алену Ивановну.
В его собственном толковании сон изображает его план убить ростовщика, сделав то же самое, что Миколка сделал с тощей старой лошадью. после того, как это будет сделано. Этот сон изображает сжатые эмоции и мысли Раскольникова, которые связывают его невинность с безумием.
В третьем сне вина и паранойя причиняют Раскольникову страдания даже во сне. Во сне он возвращается в ту квартиру, где убил Алену Ивановну и ее сестру Лизавету. Идя по квартире, он замечает потерянное пальто и, поднимая его, видит окровавленное лицо Алены.
От страха «[Раскольников] пришел в бешенство и стал изо всей силы бить старуху по голове, но при каждом ударе топора смех и шепот из спальни становились все громче и старуха просто трясутся от смеха. Он торопился, но в проходе было полно людей» (Достоевский 278). Он бьет старуху по голове так же, как и наяву, но во сне она не умерла.
Алена Ивановна становится физическим проявлением нравственного чувства Раскольникова. Он пытается держать ее подальше, чтобы избежать чувства вины, но Алена просто смеется над ним, пытаясь сказать ему, что он никогда не будет свободен, пока убийство раскрыто. Поэтому, пока этот сон не дает ему покоя, Раскольников становится пленником собственного ума и чувства вины.
В его последнем сне это опровергает его чувство превосходства над обычными людьми. Раскольников считает, что в мире сосуществуют два типа людей. Первый — это обыкновенные люди, которых он определяет как «люди, которые должны жить в подчинении, не имеют права преступать закон, потому что… они обыкновенны» (Достоевский 259).
С другой стороны, это необыкновенные люди, которых он определяет как «людей, имеющих право совершать всякое преступление и преступать закон во всяком случае, именно потому, что они необыкновенны» (Достоевский 259).).
Вот почему его последний сон становится важным для нового осознания Раскольниковым человечества. В его сне микроскопические жуки вторгаются в страну и «каждый думал, что он один имеет истину и несчастен, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и заламывал руки.
Они не умели судить и не могли договориться, что считать злом, а что добром; они не знали, кого винить, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе» (Достоевский 539). Инфицированные люди думают, что они сами являются единственными обладателями интеллекта. Это вызывает хаос, голод и людей, которые убивают друг друга. Это всего лишь несколько выживших, чтобы восстановить свое разрушенное человечество.
Более того, этот сон представляет собой его осознание того, что он наконец-то поверил, что его экстраординарная теория неверна. Он считает, что он экстраординарный человек, которому не нужно следовать правилам, или что он может нарушить закон без наказания. Из-за этого он думает, что не почувствует никаких угрызений совести после убийства Алены Ивановны.
Таким образом, этот сон заставляет его понять, что если бы каждый человек думал, что он самый умный человек, то они бы сражались друг с другом и выступили против человечества. В конце концов он признает, что он просто нормальный человек, у которого есть правила, которым нужно следовать, и в чем нужно каяться, как и у любого другого.
В довершение всего, Достоевский использует сны, чтобы изобразить чувства и взгляды Раскольникова на вещи, особенно на убийство. Молодой Раскольников в своем первом сне олицетворяет свою невиновность, которая показывает, что даже с самого начала у него нет полной уверенности в том, что он действительно может совершить убийство. В третьем сне его наконец преследует чувство вины. Из-за совершенного им убийства его действия становятся беспорядочными, а его мечты становятся его карателями.
Это доказывает, что он на самом деле не «необыкновенный человек», потому что, когда он пытается убить Алену во сне, она только смеется над ним, что еще больше мучает его разум. В своем последнем сне, который, как мне кажется, является самым значительным из всех снов, он представляет собой признание Раскольниковым того, что он ошибается в отношении своей «необыкновенной теории».
Он наконец-то поверил, что он такой же нормальный человек, как и все. Из-за всех его снов это побуждает его признаться в своем преступлении и, наконец, принять реальность того, что он не так хорош, как он думает.