Творческим результатом размышления поэта о революции стала поэма «Двенадцать». Это произведение состоит из двенадцати глав, разных по стилю, ритмике, интонации. Скачущий, неровный ритм поэмы передает хаос и сумятицу, царящие на улицах послереволюционного Петрограда. Общественные изменения в России тех лет происходят стихийно, неуправляемо; разгул исторической, революционной стихии символизируется разгулом стихии природной: разыгрывается вьюга, «снег воронкой занялся», в переулочках «пылит пурга».
На фоне пугающей, бушующей революционной эпохи нелепо, растерянно выглядят «герои» старого мира: буржуй, поп, поэт-«вития», барыня. Их положение в новом мире шатко, неустойчиво: от сильного ветра «на ногах не стоит человек»; на льду «всякий ходок / Скользит -ах, бедняжка!», «бац — растянулась» барыня в каракуле.
В изображении персонажей из «старого мира» немало комического: от юмора («И буржуй на перекрестке / В воротник упрятал нос») автор переходит к иронии («А это кто? — Длинные волосы / И говорит вполголоса … I Должно быть, писатель — / Вития…») и, наконец, к сарказму, с которым описывается «товарищ поп»:
Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?..
Возникает ощущение, что персонажи «старого мира» уже в первой главе показаны с точки зрения двенадцати дозорных. Революционный отряд двенадцати появляется в поэме во второй главе и является стержневым образом поэмы. Для красногвардейцев персонажи «старого мира» — буржуи, на горе которым надо раздуть «революционный пожар». Но буржуи не настоящие, а карикатурные враги, над которыми посмеиваются дозорные: «Ты лети, буржуй, воробышком!»
Тем не менее в поэме «Двенадцать» при изображении «старого мира» комическое совмещается с трагическим. За смешной растерянностью старушки, увидевшей плакат «Вся власть Учредительному Собранию!» («Старушка убивается — плачет, / Никак не поймет, что значит, / На что такой плакат»), стоит трагизм всеобщей нищеты, голода, холода: «Сколько бы вышло портянок для ребят, / А всякий — раздет, разут…» Революция принесла с собой хаос и неразбериху, преобразила Россию, изменила судьбы множества людей. Эта трагедия воплощена в образе буржуя, еще раз появляющегося в девятой главе поэмы. Девятая глава написана классическим четырехстопным ямбом (этот размер тоже можно считать знаком «старого мира»), пронизана печалью. В образе голодного буржуя, стоящего безмолвно, «как вопрос», выражается растерянность старого общества, его беспомощность перед революционной стихией. Несмотря на то что буржуй стоит на перекрестке, он не может сам выбрать дорогу. Вьюга революции замела все пути, возможность выбора оказывается мнимой. Вперед, «державным шагом», движется только революционный дозор, а «старый мир» статичен, в нем нет развития.
Блок приветствовал революционные изменения в России. Поэт был уверен в том, что прежней России уже не будет, как не стало Рима, об этом он написал в не отправленном письме З.Н. Гиппиус.
Прежняя Россия показана в поэме не только в карикатурных образах буржуя, писателя, барыни, но и в образе «гулящей» Катьки. С образом Катьки связана любовная интрига и основная сюжетная линия поэмы -убийство Катьки дозорными. Катька воплощает собой все пороки старого мира. «Дура» и «холера» Катька вероломна:
Гетры серые носила,
Шоколад Миньон жрала,
С юнкерьем гулять ходила —
С солдатьем теперь пошла?
С образом Катьки связан мотив распутства и неправедного богатства:
А Ванька с Катькой — в кабаке…
У ей керенки есть в чулке!
Для дозорных убийство Катьки оправдывается тем, что таким, как Катька и Ванька, не место в новом мире. Убийство воспринимается как революционное возмездие, сразу после сцены убийства следует рефрен: «Революцьонный держите шаг! / Неугомонный не дремлет враг!»
По сути, сам отряд двенадцати проповедует «свободу без креста»: «Запирайте етажи, / Нынче будут грабежи! / Отмыкайте погреба — / Гуляет нынче голытьба!»
Изображение «старого мира» в поэме противоречиво. С одной стороны, это распутство Катьки, с другой — трагизм растерянных, голодных людей. Символом «старого мира» становится в поэме образ бездомного паршивого пса, появившегося в поэме вместе с буржуем:
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.
В «Двенадцати» голодный пес, «поджав хвост», покидает буржуя и увязывается за революционным отрядом. Пес не отстает, несмотря на угрозы красногвардейцев: «Старый мир, как пес паршивый, / Провались — поколочу!» Нищий пес чувствует, что отряд двенадцати под «кровавым флагом» движется вперед, несет с собой изменение и обновление, один пытается противостоять разгулявшейся вьюге.
И жалко, и смешно смотреть на трусливого шелудивого пса. Как и во всей поэме, в этом образе сочетаются противоречивые черты, столь же противоречивы и эмоции, которые он вызывает у читателя. Кажется, что сам автор не знает ответа на вопрос: что же будет со «старым миром» и как относиться к его изменению, разрушению?
С одной стороны, Блок с надеждой смотрел на общественные изменения, провозглашал революцию в России отзвуком «космической революции».
При этом он отрицательно относился к поверженной «старой власти», считал ее безнравственной, не несущей ответственности перед народом. С другой стороны, в обществе в революционную эпоху переворачивались все нравственные устои, власть оказалась в руках «голытьбы», а буржуи, среди которых была большая часть русской интеллигенции, лучшие умы России, оказались в положении безродного пса.В поэме «Двенадцать» «старый мир» лишен цельности, находится в неустойчивом положении, его «герои» растерянны, подавлены, «кой-как» справляются с разгулом стихии. Автор поэмы, используя противоречивые, алогичные образы, показывает, что у революционного хаоса нет фиксированного итога. В финале поэмы «старый мир» в образе безродного пса следует за отрядом двенадцати, но судьба отряда также не определена, как и судьба голодного пса, эти образы противопоставляются и одновременно схожи друг с другом. Но «старый мир» все-таки «ковыляет позади»: Блок считал революцию преобразующим началом и верил, что возврата к старому уже не будет.
сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру
Одним из самых знаменательных произведений литературы ХХ века является работа А. Блока «Двенадцать». По жанру, можно отнести эту поэму к лирико-драматической. Творческая работа состоит из двенадцати глав.
В первой главе мы знакомимся с отрядом красноармейцев. Он насчитывал двенадцать человек, которые собрались вместе и отправились вершить свою судьбу. Одним из зимних вечеров, когда за окном торжествует буря и пронзает насквозь холодный ветер, и происходят действия первой главы.
После описания ненастной погоды, автор переходит к созданию фигур старого, отживающего мира. Перед нами причитает старуха. Мы слышим отрицательное отношение и к революции и к большевикам. Затем читатель знакомится с персоной буржуя и писателя «вития». Они общаются в пол голоса, ведь прошли те времена, когда можно было свободно высказывать свои мысли.
В словах писателя чувствуется горечь и отчаяние, полное неприятие к новой власти.
Интересна персона и «товарища попа». Конечно, для церковного человека – такое прозвище – настоящее унижение. Автор сочетает здесь два общества – и новое (в слове «товарищ») и старое.
Следующая персона «барынька в каракульке» завершает описание старого мира.
Созданные образы были представителями того старого, уходящего мира. И все они были жителями прежнего общества, а совершенно не имели ничего общего между собой. У них разные роли, различные должности. Общим стала лишь боязнь прихода нового мира и новой власти.
А. Блок пытается показать читателям, насколько смена власти сбивает с опоры и с твердого хода жителей старого мира. Автор принимал революцию, как необходимую процедуру, которая, рано или поздно должна была произойти в России. Он неоднократно замечает, что она принесет болезненные изменения, ведь по сути своей, не может быть идиллией. Большая часть общества обязательно воспользуется разлаженным состоянием в России и попытается отхватить себе лакомый кусок.
В поэме «Двенадцать» мы встречаем образ пса. Он холоден и голоден. Исходя из того, что Блок был необычайным символистом, я думаю, образ животного олицетворяет старый мир. Он постоянно плетется за отрядом двенадцати героев, он преследует их. Образ пса появляется и в последних главах. Красноармейцы готовы отогнать его штыком, прогнать прочь. В сроках поэмы голодный пес еще не один раз в открытой форме сравнивается со старым миром, который уже давно отжил себя. Но, пес еще может оскалить зубы. А это значит, старый мир еще чувствует свои силы, может возразить. Только вот отряд героев отважно идет вперед, не обращая внимание на преграды. Впереди новый мир, впереди их ждет Иисус. Он является символом веры и святости идеи. В финале поэмы старый пес вызывает у читателя лишь жалость. Больше он ни на что не способен.
Понравилось сочинение? А вот еще:
Две собаки, стихотворение Чарльза Симика | Джон Велфорд | Объяснение поэзии
Две собаки, стихотворение Чарльза Симика | Джон Велфорд | Объяснение поэзии | MediumПоэма контрастов и параллелей
Опубликовано в·
Чтение 5 мин.·
21 сентября 2021 г. Фото «DELO» 8) американский поэт, родившийся в Сербия незадолго до начала Второй мировой войны и стала свидетелем оккупации своей страны немецкими войсками. Он сбежал со своей семьей, когда ему было восемь лет, и в конце концов поселился в Соединенных Штатах. Многие из его стихов имеют двойное значение в Америке и Восточной Европе, и его…Автор: John Welford
4,5 тыс. подписчиков
·РедакторЯ библиотекарь на пенсии, живу в деревне в Лестершире. Я пишу художественную литературу и стихи, а также статьи по литературе, истории и многому другому.
Еще от Джона Велфорда и объяснения поэзии
Джон Велфорд
в
Может ли уничтожение произведения искусства быть оправданным?
Кейс по мотивам известной русской картины
·4 минуты чтения·28 апреляJohn Welford
в
Walking Away: A Poem by Cecil Day-Lewis
Воспоминание о пережитых эмоциях когда ребенок поступает в школу-интернат и не вернуться домой с его родителями.
12 ноября 2022 г. Внимательный взгляд на стихотворение ·7 мин чтения·5 октября 2021 г.Джон Велфорд
в
Послы: картина Ганса Гольбейна
В этом двойном портрете много скрытых сообщений
·5 минут чтения·9 маяПросмотреть все от Джона Уэлфорда
Рекомендовано от Medium
Дэн Фостер
в
Пришло время разобраться в библейском браке
Это не то, что вы думаете
·10 минут чтения·3 дня назадДжек Шепард
в
Что, черт возьми, на самом деле означает фраза «Задать вопрос»?
И почему это так всех раздражает?
·4 мин чтения·5 дней назадСписки
Выбор персонала
323 истории·82 сохранения
Проект «Хорошие люди»
в
900 02 Мой 9-летний сын случайно объяснил, почему его мама развелась со мной
Правда всегда чуть-чуть витала у меня над головой.
·8 мин чтения·3 сентября 2020 г.Джереми Хеллигар
5 слов и фраз, которые натуралы должны прекратить использовать
Можно говорить «гей» — если вы не во Флориде — но это время, чтобы начать вычеркивать этих преступников из ваших разговоров.
·5 минут чтения·4 дня назадКарло Зено
в
Умереть во время обеденного перерыва
Доставить неудобства вашему боссу
9000 5 ·2 мин чтения·3 дня назадZulie Rane
in
Если вы хотите стать творцом, удалите все (кроме двух) платформы социальных сетей
В октябре 2022 года, во время разгрома Илона Маска, я наконец-то удалил Twitter со своего телефона. Примерно в то же время я также вышел из…
·8 мин чтения·19 апреляСм. дополнительные рекомендации Домашнее животное
Я помог большему количеству клиентов, чем я могу сосчитать, принять трудное решение об эвтаназии любимого питомца. Даже когда я знаю, что эвтаназия отвечает интересам питомца, отпустить его или ее душераздирающе. Неизменно к концу этих разговоров все в комнате, включая меня, плачут.
Комментарий, который я часто слышу от клиентов в это время, заключается в том, что решение «просто так сложно». Я согласен, но напоминаю им, что просто потому, что что-то сложно, это не значит, что это неправильно. На самом деле, некоторые из самых значимых вещей, которые мы делаем в жизни, сложны — воспитание детей, пребывание с супругом в горе и в горе, соблюдение наших обязанностей и пребывание с близкими в их последние минуты.
Стихотворение «Последняя битва» прекрасно выражает идею о том, что эвтаназия страдающего (или когда страдание неизбежно) питомца следует рассматривать как наивысшее выражение любви. Осторожно, это слезоточивый.
Последняя битва
Если случится так, что я стану слабым и слабым
И боль не даст мне уснуть,
Тогда вы сделаете то, что должно быть сделано,
Ибо эту — последнюю битву — выиграть невозможно.
Тебе будет грустно, я понимаю,
Но не позволяй горю тогда остаться твоей рукой,
Ибо в этот день больше, чем в остальные,
Ваша любовь и дружба должны выдержать испытание.
У нас было так много счастливых лет,
Ты бы не хотел, чтобы я так страдала.
Когда придет время, пожалуйста, отпусти меня.
Отвезите меня туда, где будут заботиться о моих нуждах,
Только останься со мной до конца
И держи меня крепко и поговори со мной
Пока мои глаза больше не видят.
Я знаю, со временем ты согласишься
Ты делаешь мне добро.
Хотя мой хвост в последний раз махнул,
От боли и страданий я был спасен.
Не горюй, что это должен быть ты
Кто должен решать, что делать;
Мы были так близки — мы вдвоем — эти годы, 90 199
Не позволяй своему сердцу удерживать слезы.
— Неизвестно
Еще одна важная информация, которую я сообщаю владельцам, которые борются за это время, заключается в следующем: за более чем 14 лет работы ветеринаром я никогда не слышал, чтобы владельцы говорили мне, что сожалеют о решении усыпить.