7 фактов о сюите «Время, вперед!». История самой известной музыкальной заставки российского телевидения
Публикации раздела Музыка
Аудиоверсия: 7 фактов о сюите «Время, вперед!»
Сюиту «Время, вперед!» Георгий Свиридов написал для художественного фильма, но уже несколько десятилетий она звучит в заставке новостной программы «Время», а в 2014 году ее включили в шоу на церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи. Рассказываем об истории известного произведения.
Сюиту Георгий Свиридов написал к кинофильму «Время, вперед!»
Композитор и пианист Георгий Свиридов. Москва, 1994 год. Фотография: Валентин Кузьмин / ИТАР-ТАСС
Автор мелодии Георгий Свиридов родился в 1915 году. Первые музыкальные произведения он написал в 20 лет, но настоящая известность к нему пришла почти в 50 — в 1964 году. Тогда на советские киноэкраны вышел кинофильм «Метель», в котором звучала музыка Свиридова.
Вскоре режиссер Михаил Швейцер предложил композитору написать сюиту для его будущего фильма «Время, вперед!» по повести Валентина Катаева. Георгий Свиридов вспоминал: «И мне пришла в голову мысль сразу же мелькнувшей в моей голове острой ритмической формулой сделать такую маленькую кинопанораму… В те годы я работал довольно быстро, и новую запись музыки, написанную без учета хронометрических мерок, мы сделали тут же».
На первой записи композитор сам сыграл сольную партию на рояле
Сюита «Время, вперед!». Исполняет Георгий Свиридов
Исполнять сюиту должен был симфонический оркестр. Чтобы не тратить много времени на репетиции, на записи сольную партию фортепиано композитор сыграл сам: рояль задавал нужный темп и экспрессию. Главный мотив произведения исполняли на духовых инструментах.
Музыку наложили на архивные видеозаписи 1930-х годов, чтобы перенести зрителя в эпоху индустриализации. Свиридов писал в дневнике: «Швейцер сделал блестящую киноэкспликацию под эту музыку, кадры были весьма разнообразные, и это тогда впечатляло. Это оказалось в полном смысле слова находкой Швейцера, которую многие киноспециалисты изрядно начали эксплуатировать».
Название сюиты было заимствовано из строк Маяковского
Поэт Владимир Маяковский. Москва, 1924 год. Фотография: Александр Родченко / Мультимедиа Арт Музей, Москва
Валентин Катаев, автор повести, в названии использовал строки из пьесы Владимира Маяковского «Баня». В ее заключительной части звучит «Марш времени»:
Взвивайся, песня,
рей, моя,
над маршем
красных рот!
Впе-
ред,
вре-
мя!
Вре-
мя,
вперед!
Заголовок повести унаследовал фильм, а вместе с ним и главная музыкальная тема.
Наиболее известной стала 6-я часть сюиты
Сюита «Время вперед!» в 6 частях. Музыка Георгия Свиридова. Исполняет Большой симфонический оркестр под управлением Владимира Федосеева. Фрагмент концерта, посвященного 30-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне. Запись в Большом зале Московской консерватории. 1975 год
В 1968 году композитор впервые опубликовал сюиту полностью. Она состояла из шести разнохарактерных частей. Например, в неторопливом «Уральском напеве» можно было услышать и азиатские мелодии, и русские лирические мотивы. Во второй части — задорной «Частушке» — некоторые инструменты подражали звучанию балалайки. Также в состав сюиты вошли «Марш», «Маленький фокстрот», «Ночь» и еще один фрагмент, который так и назывался — «Время, вперед!». Именно он и стал самым известным из всей сюиты. «Время, вперед!» исполняли не только в СССР — эту мелодию можно было услышать в эфире западных радиостанций.
Читайте также:
- 7 произведений Прокофьева
- Музыкальные портреты
- «Звуковые фильмы» Микаэла Таривердиева
Заставка для программы «Время»
Заставка программы «Время». Изображение: ru.wikipedia.org
В том же 1968 году сюита «Время, вперед!» Свиридова впервые прозвучала на телевидении. Ее использовали в качестве заставки новостной программы «Время» Центрального телевидения Гостелерадио СССР (сегодня — Первый канал). Вскоре музыку назвали «слишком тревожной» и попросили переписать ее «потише». Композитор проигнорировал эту просьбу. В начале 1980-х годов сюиту сняли с эфира: советские войска вошли в Афганистан, и на телевидении посчитали, что она может звучать как объявление войны. Однако через несколько лет музыкальный фрагмент снова стал предварять выпуск новостей. Чтобы сэкономить эфирное время, сюиту сократили. «Так или иначе, — писал в мемуарах Свиридов, — музыка «Время, вперед!» еще несколько лет открывала передачу, под конец от нее остался жалкий огрызок».
Мелодия меняла свое звучание на более современное дважды: в 1996 году аранжировку подготовил композитор Сергей Чекрыжов, а в 2000 году — Олег Литвишко. Ее можно услышать на телевидении и в наши дни.
Свиридов не получал гонорары за использование музыки
Композитор и пианист Георгий Свиридов (в центре) после авторского концерта. Санкт-Петербург, 1992 год. Фотография: Юрий Белинский / ИТАР-ТАСС
Сюиту «Время, вперед!» использовали не только в новостях, но и во многих документальных и художественных фильмах. Одна из кинолент, по воспоминаниям композитора, даже вошла в программу зарубежного кинофестиваля и получила приз. Как правило, режиссеры не спрашивали разрешения у Свиридова. Композитор писал в мемуарах: «За все это я, автор, придумавший и сочинивший эти звуки, нашедший их комбинацию, мелодии, гармонии, ритм, оркестровые краски, не получил от радио и TV ломаного гроша. Но я рад тому, что музыка моя была участником общей жизни нашей страны».
Сюита прозвучала на открытии Олимпийских игр в Сочи
Открытие XXII Олимпийских игр. Сочи, 2014 год. Фотография: Владимир Смирнов / ИТАР-ТАСС
На открытии XXII Олимпийских игр в Сочи в 2014 году зрителям показывали масштабный спектакль, посвященный истории России. Сюитой «Время, вперед!» Георгия Свиридова озвучивали эпоху авангарда. Сотни танцоров в контрастных черно-красных костюмах исполнили «супрематический балет». Вместе с ними на сцене появлялись стилизованные тракторы, сеялки, громадные шестерни и различные механизмы. Специальную версию «Времени» подготовил композитор и продюсер Игорь Матвиенко.
Автор: Лидия Туляганова
Теги:
Музыка из киноСоветская музыкаКомпозиторыМузыкаПубликации раздела Музыка
история, интересные факты, содержание, видео, слушать
Георгий Свиридов «Время вперёд!»
Георгий Свиридов. Музыка этого выдающегося композитора, которого величают титаном советского времени, хорошо знакома каждому гражданину нашей страны. Одно из его произведений ежедневно ровно в 21.00 звучит по «Первому каналу» — главному телеканалу страны и предваряет новостную программу «Время». Данная композиция, получившая поистине всенародное признание и ставшая музыкальным символом Советского государства, называется «Время вперёд!». Ранее она отождествляла всё лучшее, что было в СССР – научно-технический прогресс, авангардное искусство и передовое просвещение, однако с уверенностью можно сказать, что сегодня этот музыкальный фрагмент не потерял своей актуальности и реалистично отображает пульс стремительного движения нашей современной эпохи.
Историю создания сюиты Свиридова «Время вперёд!», а также интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.
История
Только к середине пятидесятых годов Свиридов стал морально восстанавливаться после разгромного постановления 1948 года, в котором его вместе с Д. Шостаковичем, С. Прокофьевым, А. Хачатуряном, Н. Мясковским объявили представителем антинародного формалистического направления, то есть проще говоря обвинили в диссидентстве. Попав в немилость, Георгий Васильевич пять лет оказался практически не востребованным: его сочинения не издавались и не исполнялись. Лишь после смерти Сталина, то есть с наступлением хрущевской «оттепели», композитор постепенно стал возвращаться к полноценной жизни, и его творчество стало получать широкое признание. Он сочинял одно произведение за другим, каждое из которых набирало полные залы слушателей. В 1960 году Свиридов за «Патетическую ораторию» получил Ленинскую премию, и стал членом правления Союза Композиторов, а 1963 году ему присвоили звание народного артиста РСФСР.
Творчество Георгия Васильевича в ту пору в основном было сосредоточено на вокально-хоровых произведениях, но тем не менее он частенько обращался к инструментальной музыке, которую ради заработка писал для художественных фильмов и драматических спектаклей. Необходимо заметить, что подобные сочинения композитора не оставались без внимания общественности. Так, после того как в 1965 году Свиридов обрёл всенародное признание за музыкальные иллюстрации к фильму «Метель», снятому по одноимённой повести А.С. Пушкина, он сразу получил важный госзаказ.
В то время вся страна заблаговременно готовилась к знаменательной дате – 50-летию Великой Октябрьской Социалистической революции. На киностудии Мосфильм к этому важному событию было решено снять двухсерийный фильм «Время вперёд!», по одноимённому роману Валентина Катаева, рассказывающему о строительстве Магнитогорского металлургического комбината. Режиссура киноленты была поручена Софье Милькиной и Михаилу Швейцеру, с которым Георгий Васильевич в 1960 году работал над фильмом «Воскресенье».
Музыку к киноэпопее «Время вперёд!» композитор написал за короткий срок, и также быстро была сделана её запись, на которой партию рояля исполнил сам Свиридов. На экраны кинотеатров фильм вышел в ноябре того же года, а вскоре после этого Георгий Васильевич принял решение объединить музыкальный материал в сюиту. Свиридовский цикл, названный композитором по имени фильма, впервые был опубликован в 1968 году.
Интересные факты
- «Время, вперёд!» — название фильма было заимствовано из пьесы Владимира Маяковского «Баня». Эти строки являются стихотворным фрагментом «Марша времени».
- Фильм «Время вперёд!» рассказывает об одном майском дне времени первой пятилетки. На строительстве металлургического комбината в Магнитогорске бригада бетонщиков стремиться установить новый трудовой рекорд.
- Георгий Свиридов невероятно требовательно относился к своему композиторскому творчеству. Иногда над расположением голосов в последнем аккорде произведения он мог размышлять настолько долго, что из-за этого партитура произведения могла месяцами быть не завершённой.
- Композицию «Время вперёд» Свиридов написал очень быстро и о её сочинении даже бытует одна весёлая история. Все знают, как Свиридов любил рыбалку, и так увлекался этим занятием, что несмотря на срочную сдачу партитуры, он ни за что не хотел пропустить клёв. Георгий Васильевич, чтобы не опоздать на вечернюю зорьку, завёл будильник и буквально за один час написал музыку, впоследствии ставшую символом советского времени.
- В 1985 году музыка «Время вперёд!» впервые была использована в качестве заставки новостной программы «Время». В начале девяностых годов, после распада СССР, она была заменена, но с 1994 года по просьбе телезрителей вернулась вновь.
- Музыку «Время вперёд!» часто использовали в художественных и документальных фильмах, на радио и в телепередачах, в которых затрагивалась тема первых пятилеток, индустриализации, а также рассказывалось о восстановлении страны после разрухи Великой Отечественной войны.
- В 1977 году на одном из международных соревнований по фигурному катанию композиция «Время вперёд!» весьма эффектно использовалась нашими знаменитыми фигуристами Ириной Родниной и Александром Зайцевым.
- Произведение Георгия Свиридова «Время вперёд!» весьма интересно звучало в аранжировке популярной в восьмидесятых годах советской рок-группы «Автограф».
- Композицию «Время вперёд!», сделав собственную аранжировку, музыкальный продюсер Игорь Матвиенко использовал в церемонии открытия Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.
Содержание сюиты «Время вперёд!»
Сюита Георгия Свиридова «Время вперёд!» относится к циклическим произведениям, которые впервые появились в середине девятнадцатого века и составлялись из наиболее ярких номеров опер и балетов, а также музыкальных иллюстраций к театральным спектаклям. В двадцатом веке с развитием кинематографа такие сюиты стали составляться из музыки к фильмам.
В свою сюиту «Время вперёд!» композитор включил шесть номеров: «Время, вперёд!», «Уральский напев», «Марш», «Маленький фокстрот», «Ночь», «Частушка».
- «Время вперёд!» Для исполнения этого самого яркого фрагмента сюиты, отображающего безостановочное движение огромного механизма, композитор предусмотрел тройной оркестровый состав с обязательным включением в него фортепиано и большого количества ударных инструментов, с самыми разнообразными колористическими функциями. Пьеса, тональность которой си-бемоль минор, начинается мощным вступлением, задающим упругий ритм, впоследствии остинатно звучащий на протяжении всей композиции. Стоит отметить, что в данном произведении струнным инструментам доверена только роль сопровождения. Их подчёркнуто жесткое и скрежущее звучание достигается при помощи штриха маркато. После ярких и резких вступительных аккордов на первый план выходит фортепиано. Решительная, полная энергии тема, звучащая в низком регистре и с упругим пунктирно-синкопированным ритмом, воспринимается как партия ударного инструмента. Затем с яркими фанфарными возгласами вырывается труба. Её победная тема построена на звуках тонического трезвучия. Далее, ранее звучащий тематический материал продолжает активно динамически развиваться и подводит к эффектной кульминации.
- «Уральский напев». В этой пьесе, написанной в тональности ля минор, трёхдольном размере и трёхчастной форме, композитор колоритно изобразил могучий и суровый уральский край, населённый народами разных национальностей. Изначально три засурдиненные трубы, имитирующие звук азиатских национальных духовых инструментов, на фоне одной тянущейся без остановки ноты тромбонов исполняют восточный призывный напев. Затем характер звучания резко меняется и на первый план, украшенная мягким звучанием деревянных духовых, выходит тема — наигрыш, пропитанный русским колоритом. В завершении произведения вновь появляется первая тема, только теперь она угрюмо звучит в хоральном изложении в исполнении струнной группы оркестра.
- «Марш». Это произведение отображает грандиозное шествие. В нём композитор набатными интонациями, сопровождаемыми чеканящим ритмом, ярко показывает, что время неумолимо и остановить его невозможно.
- «Маленький фокстрот». Свиридов вставил в сюиту эту грациозную пьеску, чтобы отобразить не только производственную деятельность, но и быт людей того времени, когда начиналось становление молодого Советского государства. В ту пору фокстрот был весьма популярен, и поэтому композитор его несколько идеализировал, сочинив в тональности Соль мажор и поручив грациозную мелодию нежному звучанию флейты.
- «Ночь». В этой полной умиротворения пьесе автор нарисовал картину, которая в точности соответствует названию композиции. В первом разделе произведения, написанного в трёхдольном размере и тональности ля минор, Свиридов, опираясь на низкое засурдиненное звучание струнных инструментов, живописно отображает ночной покой, когда всё на свете утихает и засыпает. Во второй части пьесы мягко звучащие трубы исполняют напев, напоминающий колыбельную песню, впоследствии эта мелодия передаётся скрипкам, звучащим в высоком регистре.
- «Частушка». Для этой части сюиты Свиридов выбрал тональность Ре мажор, четырёхдольный размер и вариационную форму. Задорный плясовой короткий мотив, используемый автором в данной композиции, постоянно повторяется, но при этом искусно варьируется с использованием различных звукоизобразительных приёмов. На фоне исполняемого на фортепиано своеобразного аккомпанемента, подражающего бренчанию
«Время вперёд». Это одна из самых ярких и узнаваемых композиций, созданных в советское время. Мощная музыка Георгия Свиридова, иллюстрирующая героические трудовые подвиги первых пятилеток, и сегодня воздействует на слушателя так, что в душе чувствуется какой-то взлёт и создаётся впечатление, как будто стремительно несёшься вперёд, навстречу чему-то грандиозному.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
«Время вперёд!» Свиридова
Композитор, опередивший свое время
Бах широко известен как один из величайших композиторов всех времен. Он известен своими новаторскими и сложными композициями, оказавшими влияние на многих других композиторов. Однако мало что известно об отношениях Баха с другими композиторами. Знал ли он их лично? Восхищался ли он их работой? Он когда-нибудь сотрудничал с ними? Бах родился в 1685 году в Эйзенахе, Германия. Он начал заниматься музыкой в юном возрасте и быстро получил признание за свой талант. Первая работа Баха была придворным музыкантом в Веймаре, где он работал на герцога Вильгельма Эрнста. Именно в это время Бах начал развивать свой уникальный композиционный стиль. В 1717 году Бах был назначен кантором церкви Св. Фомы в Лейпциге. Он будет занимать эту должность до конца своей жизни. Время Баха в Лейпциге было чрезвычайно продуктивным; он написал некоторые из своих самых известных произведений в этот период, в том числе Бранденбургские концерты и Месса си минор. Бах был плодовитым композитором, и, по оценкам, он написал более 1000 музыкальных произведений. Однако очень немногие сочинения Баха были опубликованы при его жизни. Только после смерти Баха его творчество стало получать широкое признание. Сегодня Бах считается одним из самых важных композиторов в истории западной музыки. Его творчество продолжает вдохновлять и влиять на музыкантов во всем мире.
Иоганн Себастьян Бах — одна из самых известных фигур в музыке. Это человек, чью роль в мире классической музыки отмечает Клеменси Бертон-Хилл. Бах считается одним из величайших драматурга всех времен не только за его понимание человеческой природы и риторические способности, но и благодаря его врожденному таланту. У этого человека не было другого выбора, кроме как сочинять музыку для Бога при жизни, которая началась в 1685 году и закончилась в 1750 году. Исполняя Баха с Джоном Элиотом Гардинером, он признается, что время от времени чувствует себя близким к тому, чтобы стать христианином. Считается, что его музыка сделала священные произведения Баха менее дидактичными и менее доктринерскими, чем другие, потому что сам Бах боролся с верой через музыку. Несмотря на свой религиозный характер, музыка Баха бросает вызов вере.
Гельмут Риллинг считает, что гениальность Баха только сейчас начинает проявляться. Как великий объединитель, он ставил перед собой лучшее из всего, совершенствуя свои собственные идеи и суммируя лучшее из того, что было раньше. Музыка Баха повлияла на джаз, соул, хип-хоп и множество других музыкальных стилей двадцатого века. Страсти по Матфею, месса си минор и Бранденбургский концерт — три произведения, хорошо известные миру. Хотя нет никаких сомнений в том, что каждое из этих произведений имеет свою интерпретацию, я позволю музыке говорить самой за себя.
Бах и Гендель сформировали художественные вершины 18 века в дополнение друг к другу. Несмотря на то, что они родились в одной стране в 1685 году и имели схожие музыкальные вкусы, они никогда не встречались.
Нет никаких записей о встрече Иоганна Себастьяна Баха и Вольфганга Амадея Моцарта , хотя оба композитора пользовались большим уважением в свое время. Бах родился в 1685 году и умер в 1750 году, а Моцарт родился в 1756 году и умер в 1791 году. Однако их музыка была очень разной, поэтому маловероятно, что у них было бы много общего.
В чем разница между WA MATHEW И JS BACH? Как композиторы, оба работали на пике карьеры в определенные периоды времени. Моцарт учился музыке у Баха и, как считается, дружил с сыном композитора И. С. Бахом. Моцарта привлекло творчество И. С. Баха из-за его полиритмической способности. И. С. Бах и В. А. Моцарт считаются двумя наиболее влиятельными композиторами своего времени. То, как они сочиняли, и то, как они подходили к сочинению своей музыки, было очень разным. Моцарт, в отличие от И. С. Баха, родился в более свободомыслящем мире.
Эти обстоятельства существенно затруднили творчество каждого композитора. Бах любил посещать свои местные церкви и соборы так же часто, как и ставить оперу на сцене, но он также любил проводить время в местных церквях и соборах. Фортепианные сонаты, трио и концерты Моцарта исполнялись в самых разных жанрах, поскольку инструмент взял на себя роль клавишных своего времени. В результате смелого выбора обоих композиторов перед будущими композиторами открывается дивный новый мир.
Интригующее понимание мыслей Бетховена в подростковом возрасте и 31-летнего Моцарта можно найти во введении Чарльза Розена к Бетховену, его жизни и временам. Бетховен, которому в то время было всего семнадцать, находился под сильным влиянием таланта Моцарта, как он его видел. Он плакал всякий раз, когда слышал одно из произведений Моцарта, и не забыл ни одного исполнения Моцарта. В 1787 году он написал письмо своему старшему брату Карлу, довольно хорошо выразив свои чувства. Он сказал, что Моцарт — отец всех музыкантов. Мы такие же дети, как и взрослые. это самое полный музыкант своего поколения, и я никуда не годен в сравнении. Иными словами, Бетховен уделял Моцарту больше внимания, чем просто его таланту. В Моцарте он понял, что ему не хватает многих качеств, которые были у Моцарта: его непоколебимой веры в себя, его спонтанности и его полного отсутствия неуверенности в себе. Его внимание привлекло и то, как Моцарт обращался с публикой. По словам Бетховена, Моцарт всегда на высоте, всегда устраивая шоу. Благодаря своим талантам он может заставить людей смеяться, плакать, веселиться, забывать их проблемы и заставлять их восхищаться им; он также способен заставить их забыть о своих проблемах и заставить их восхищаться им. Стоит отметить, что Бетховен, несмотря на то, что они никогда не встречались, имел в виду Карла Филиппа Эммануила Баха, когда делал это заявление. Эмануэль считался одним из лучших баховедов своего времени и был учеником Иоганна Себастьяна Баха. Когда Бетховен называл Баха «отцом музыки», он, возможно, имел в виду Эмануэля.
Почему дирижеры всегда опережают ритм?
6 октября 2017, 16:39 | Обновлено: 9 октября 2017, 12:27
Мэдди Шоу Робертс
В профессиональных оркестрах существует такой феномен (нет, вам это не просто показалось), что дирижер всегда ставит сильную долю непосредственно перед тем, как музыкантам нужно сыграть свою ноту. Но почему они это делают?
Посмотрите, как Мирга Гразините-Тила дирижирует LA Phil в Hollywood Bowl:
А теперь посмотрите еще раз, уделив больше внимания ее пессимизму. Вы заметили, что ее ритм немного опережает оркестровый?
Честно говоря, она хитрая. Если вы не заметили, посмотрите, как Масато Усуки дирижирует Бетховеном:
Выглядит немного странно, правда? Но хотя публика в основном этого не замечает, это довольно стандартная практика среди профессиональных дирижеров.
Самый распространенный аргумент в пользу этой практики заключается в том, что она дает дирижерам возможность сообщить музыкантам, что произойдет дальше.
Пользователь Reddit Ташер вспоминает один из уроков дирижирования Леонарда Бернстайна, на котором он утверждал, что дирижер должен «наматывать оркестр, а не действовать как метроном».
Способ сделать это, по его словам, состоит в том, чтобы «очевидно указать, что он хочет, прежде чем это будет сыграно».
Таким образом, опережение дает музыкантам возможность следовать инструкциям дирижера с небольшим предупреждением.
К тому времени, как они некоторое время поиграют в оркестре, они адаптируются к поспешным сильным битам.
Другие не согласны с этим объяснением. Страд говорит, что «дирижеры часто призывают оркестры не играть отставая от ритма, но музыканты, хотя и могут в ответ выглядеть более внимательно, часто продолжают отставать. Некоторые дирижеры интерпретируют это как некомпетентность или неподчинение».
Тем не менее, кажется *немного* опрометчивым предполагать, что многие профессиональные музыканты просто не умеют держать темп.
К тому же, если бы это было правдой, то почему бы не то же самое для любительских оркестров? Тем не менее, дирижеры-любители чаще всего дирижируют в такт, выступая в роли четкого метронома для музыкантов (Бернштейну это не понравилось бы, но эй-хо, хорошо бы успеть).
Кажется, что наиболее логичным аргументом в пользу опережения является то, что дирижеры могут предвидеть, как они собираются управлять своими музыкантами.