Индуктивные и дедуктивные методы обучения
Главная>Книги по педагогике>Оглавление
Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют исключительно важную особенность методов — способность раскрывать логику движения содержания учебного материала. Применение индуктивных или дедуктивных методов означает вьибор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы — от частного к общему или от общего к частному.
(…) Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех случаях, когда материал носит преимущественно фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений. Широко применимы индуктивные методы при изучении технических устройств и выполнении практических заданий. Индуктивным методом решаются многие математические и физические задачи, особенно когда учитель считает необходимым самостоятельно подвести учащихся к усвоению некоторой более обобщенной формулы. Слабость индуктивных методов обучения состоит в том, что они требуют большего времени на изучение нового материала, чем дедуктивные. Они в меньшей мере способствуют развитию абстрактного мышления, так как опираются на конкретные факты, опыты и другие данные.
(…) Дедуктивный метод способствует более быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление.
Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений. Например, таким образом могут быть изучены газовые законы Бойля—Мариотта и Гей-Люссака, которые являются следствием из общего уравнения состояния идеального газа. Таким же методом могут быть изучены следствия, вытекающие из молекулярно-кинетической, электронной и других теорий.
В. В. Давыдовым и Д. Б. Элькониным доказана возможность дедуктивного построения обучения уже в начальной школе с применением более высоких, чем обычно, теоретических обобщений. Они ищут такую логику построения содержания учебного материала при формировании научных понятий, при которой ученики прежде всего обнаруживают генетически исходную всеобщую связь, определяющую целостную структуру всей совокупности подобных понятий. Так, для математических понятий всеобщей основой выступают общие отношения величины, для школьной грамматики роль такой всеобщей основы выполняют отношение формы и значения слова. Поскольку эти общие связи можно выразить в виде моделей (формул, графических схем), то школьников учат использовать эти модели. Такой подход позволяет ученикам раньше усваивать знания общего и абстрактного характера и уже из них выводить более частные и конкретные знания. Но это не означает, что необходимо перейти к дедуктивному изучению всего материала начальной школы. Должно быть найдено его рациональное сочетание с индуктивным подходом, так как без индуктивного подхода нельзя успешно подготовить школьников к трудовой деятельности, к проведению опытов, доступных исследований лабораторного типа.
Как видно из характеристики деятельности преподавателя и учеников, при использовании дедуктивного или индуктивного методов обучения применяются ранее описанные словесные, наглядные и практические методы, а также репродуктивные или проблемно-поисковые методы, но при этом содержание учебного материала раскрывается определенным логическим образом — индуктивно или дедуктивно. Поэтому можно говорить об индуктивно или дедуктивно построенной беседе, о репродуктив-но или поисково построенной практической работе, о проблемно и дедуктивно построенном рассказе и т. д. Здесь мы еще раз убеждаемся в том, что «метод обучения» — понятие многоаспектное. В реально используемой в данный момент системе методов обучения сочетаются несколько условно выделяемых в классификации методов. И то, что мы говорим о применении дедуктивного или индуктивного метода в данной ситуации, определяется ведущей дидактической задачей, поставленной педагогом на данном этапе обучения. Если, например, учитель решил сконцентрировать внимание на развитии дедуктивного мышления обобщенного характера, то он использует дедуктивный метод, сочетая его с проблемно-поисковым, реализуемым посредством специально построенной беседы.
Заметим, что мы ограничили перечень логических методов обучения двумя видами — дедуктивным и индуктивным. Сделано это лишь для большей доступности целостной классификации методов обучения. В принципе же к этой подгруппе методов организации учения относятся и методы учебного анализа, учебного синтеза, учебной аналогии, выявления причинно-следственных связей и др.
www.p-lib.ru
Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1983.
Главная>Книги по педагогике>Оглавление
Индуктивные и дедуктивные методы обучения
Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют исключительно важную особенность методов — способность раскрывать логику движения содержания учебного материала. Применение индуктивных и дедуктивных методов означает выбор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы — от частного к общему и от общего к частному.
Индуктивный метод. При использовании индуктивного метода обучения деятельность преподавателя и обучаемых протекает следующим образом:
Преподаватель | Учащийся |
1 вариант | 1 вариант |
Излагает вначале факты, демонстрирует опыты, наглядные пособия, организует выполнения упражнений, постепенно подводя учащихся к обобщениям, определению понятий, формулированию законов. | Усваивают вначале частные факты, затем делают выводы и обобщения частного характера. |
2 вариант | 2 вариант |
Ставит перед учащимися проблемные задания, требующие самостоятельных рассуждений от частных положений к более общим, к выводам и обобщения. | Самостоятельно размышляют над фактами и делают доступные выводы и обобщения. |
Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех случаях, когда материал носит, преимущественно, фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений. Широко применимы индуктивные методы для изучении технических устройств и выполнении практических заданий.
Индуктивным методом решаются многие математические задачи, особенно когда преподаватель считает необходимым самостоятельно подвести обучаемых к усвоению некоторой более обобщенной формулы.Слабость индуктивного метода обучения состоит в том, что они требуют большего времени на изучение нового материала, чем дедуктивные. Они в меньшей мере способствуют развитию абстрактного мышления, так как опираются на конкретные факты, опыты и другие данные.
Дедуктивный метод. При использовании дедуктивного метода, деятельность преподавателя и учеников носит следующий характер:
Преподаватель | Ученик |
Вначале сообщает общее положение, формулу, закон, а затем постепенно начинает выводить частные случаи, более конкретные задачи. | Воспринимают общие положения, формулы, законы, а затем усваивают следствия вытекающие из них. |
Дедуктивный метод способствует быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление. Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений.
Так для математических понятий всеобщей основой выступают общие отношения величины, для грамматики роль такой всеобщей основы выполняют отношения формы и значения слова. Поскольку эти общие основы связи можно выразить в форме моделей (схем, формул, законов, правил), то учащихся учат использовать эти модели. Такой подход позволяет учащимся раньше усваивать знания общего и абстрактного характера и уже из них выводить более частные и конкретные знания. Но это не означает, что необходимо перейти к дедуктивному изучению всего материала. Должно быть найдено его рациональное сочетание с индуктивным подходом, так как без индуктивного подхода, нельзя успешно подготовить учащихся к решению более сложных задач.
Как видно из характеристики деятельности преподавателя и обучаемых, при использовании дедуктивного или индуктивного методов обучения применяются ранее описанные словесные, наглядные и практические методы. Но при этом содержание учебного материала раскрывается определенным логическим образом — индуктивно или дедуктивно. Поэтому можно говорить об индуктивно или дедуктивно построенной беседе, о дедуктивном и проблемно построенном рассказе, о репродуктивно или поисково построенной практической работе. Метод обучения — понятие многоаспектное. В реально используемой в данный момент системе методов обучения сочетаются несколько условно выделяемых в классификации методов. И то, что мы говорим о применении дедуктивного или индуктивного метода в данной ситуации, определяется ведущей дидактической задачей, поставленной педагогом на данном этапе обучения.
Замети, что в данной работе ограничен перечень логических методов обучения двумя видами — дедуктивным и индуктивным. Сделано это лишь для большей доступности целостной классификации методов обучения. В принципе же к этой подгруппе методов организации учения относятся и методы учебного анализа, следственного синтеза, учебной аналогии, выявление причинно-следственных связей.
Индуктивное VS Дедуктивное обучение | Изучение английского языка
Дедуктивный и индуктивный — два почти противоположных метода, когда дело доходит до обучения. Чтобы упростить определение различий и того, как они контрастируют по своей природе, в этой статье основное внимание будет уделено классной комнате, где грамматика преподается, чтобы найти понятные примеры. Основная природа двух обсуждаемых методов должна быть сначала описана в определениях, прежде чем углубляться в различия.
Что такое индуктивный метод:Индуктивный метод заключается в том, что сначала подаются примеры, а учащийся должен разобраться в правилах. Учитель действует как проводник, когда учащиеся находятся в самом центре процесса преподавания-обучения. Они начинают выяснять структуру или правило с примеров и сами находят ответы.
Что такое дедуктивный метод:Дедуктивный метод – это традиционный метод обучения языку и/или грамматике, при котором правила задаются учителем заранее, а затем следуют соответствующие примеры. Чтобы учащиеся сначала усвоили терминологию, а затем перешли к ее пониманию со ссылкой на приведенные примеры. Это означает, что учащимся нечего делать, так как все это делает учитель, отбрасывая правила, приводя примеры и затем объясняя правила со ссылкой на примеры.
Основные различия индуктивного и дедуктивного обучения:Основных различий, разделяющих эти два метода, достаточно много, и они следующие: —
1. Роль учителяВ дедуктивном методе обучения роль учителя является главной и центральной в классе. Он/она делает всю работу здесь. Он/она планирует уроки, последовательно раздает правила и примеры, прежде чем все объяснить. Он/она также должен быть готов ответить на вопросы, чтобы развеять любые сомнения, которые могут возникнуть.
В методе индуктивного обучения роль учителя смещается на роль наставника. Он/она здесь, чтобы служить примерами и направлять мысли учащихся в правильном направлении. Поскольку волшебство происходит в мозгу учащихся, они становятся молчаливыми наблюдателями или, скорее, способными проводниками, ведущими их мысли домой.
2. Участие учащихсяУчастие учащихся в дедуктивном методе обучения довольно ограничено. В основном это молчаливые слушатели, которые задают несколько вопросов тут и там, когда не понимают часть объясненного. Слушать и делать заметки — две большие обязанности, которые они берут на себя в классе.
В методе индуктивного обучения учащимся отводится центральная роль в надежде сделать процесс обучения более интерактивным и эффективным. Учащимся поручается охота за сокровищами, чтобы они сами разобрались в правилах. Это меняет химию в классе и позволяет учащимся выполнять некоторую работу, чтобы они чувствовали себя ее частью.
3. Правила и примерыОставаясь в ситуации класса грамматики, в сценарии дедуктивного обучения сначала идут правила или структуры, а затем следуют объяснения и несколько примеров, чтобы получить ясное представление о них. . В более удобоваримом смысле решение приходит до того, как возникнет какая-либо проблема, поэтому у учащихся меньше возможностей волновать мозги.
Напротив, индуктивный метод требует от учащихся изобретательности, сначала представляя примеры, а затем предлагая им выяснить правила или структуры из примеров. Поскольку примеры предоставляются первыми, учащиеся становятся активными и внимательными, как только примеры попадают в цель.
4. Открытие против объяснительногоДедуктивная модель обучения более объяснительна, чем основана на открытии. Учителя несут ответственность за объяснение правил до того, как учащиеся смогут вникнуть во все это. Может случиться так, что учащимся будет трудно удерживать внимание на протяжении всего занятия.
С другой стороны, индуктивный основан на открытии и выяснении вещей. Что-то, чем можно заняться индивидуально или в группе, должно немного повысить их интерес. Учителя могут запустить поиск сокровищ и быть самым молчаливым зрителем на протяжении всего процесса.
5. Как это запоминаетсяДедуктивный метод, как правило, менее эффективен, поскольку в нем отсутствует полное участие учащихся. Но это не может быть универсальным случаем со всеми типами классных комнат. Например, класс, состоящий из взрослых учащихся, которые использовали дедуктивный метод с самого начала своей учебной карьеры, может вас удивить.
В целом, учащимся должно быть легче запоминать и понимать то, чему обучают по индуктивному методу. Вещи, как правило, запоминаются хорошо и дольше, если их обучают этому методу. Хотя это занимает больше времени , в конечном итоге классная комната приносит больше пользы.
6. Когда это действует?Дедуктивный метод обучения наиболее эффективен при использовании с учащимися, которые уже годами хорошо адаптировались к этому методу обучения. Поскольку всегда было известно, что они связаны с дедуктивным обучением, они наиболее восприимчивы к этому самому методу.
При знакомстве с новым набором учащихся, в основном с детьми, только начинающими свое образование, индуктивный метод, как правило, является наиболее эффективным, и учащиеся вырастают, чтобы оценить интерактивный характер процесса обучения и получить от него удовольствие.
7. Скорость обучения ПроцедураДедуктивный метод обучения требует сравнительно меньше времени, так как учителя могут за отведенное время пробежаться по списку вещей, которые им нужно обсудить в классе.
Индуктивный метод обучения занимает гораздо больше времени по сравнению с дедуктивным, поскольку здесь приоритетом является активное участие учащихся. Требуется время, чтобы привести набор учащихся в курс дела.
Учитывая вышеупомянутые различия, перечисленные выше, должно быть легче выбрать лучший метод для вашего класса в зависимости от того, к чему привыкли ваши учащиеся и что будет им хорошо воспринято. Эффективность метода обучения будет отражаться на способностях учащихся в будущем.
Индуктивное и дедуктивное обучение грамматике: что это такое и работает ли оно?
Используется с Pixabay с разрешения в соответствии с лицензией Creative Commons
Джон Херд, составитель материалов и инструктор учителей, обсуждает индуктивное и дедуктивное преподавание грамматики, сравнивая и противопоставляя их друг другу, а также обсуждая плюсы и минусы их использования в классе.
Есть два основных способа обучения грамматике: дедуктивный и индуктивный.
Некоторые согласны с тем, что наиболее эффективное преподавание грамматики включает некоторые дедуктивные и индуктивные характеристики.
– Хейт, Херон и Коул, 2007 г.
Что такое дедуктивное и индуктивное обучение грамматике? В этом блоге мы сначала рассмотрим основные принципы индуктивных и дедуктивных рассуждений, а затем посмотрим, как это применимо к преподаванию и изучению грамматики. Затем мы кратко рассмотрим некоторые плюсы и минусы.
Дедуктивное и индуктивное рассуждение
Дедуктивное рассуждение — это, по сути, нисходящий подход, который движется от более общего к более конкретному. Другими словами, мы начинаем с общего понятия или теории, которую затем сужаем до конкретных гипотез, которые затем проверяются. Индуктивное рассуждение — это скорее восходящий подход, идущий от более конкретного к более общему, в котором мы делаем конкретные наблюдения, обнаруживаем закономерности, формулируем гипотезы и делаем выводы.
Дедуктивное и индуктивное изучение грамматики
Эти два подхода применяются к преподаванию и изучению грамматики. Дедуктивный подход предполагает, что учащимся дается общее правило, которое затем применяется к конкретным языковым примерам и оттачивается с помощью практических упражнений. Индуктивный подход предполагает, что учащиеся обнаруживают или замечают закономерности и вырабатывают для себя «правило», прежде чем они начнут практиковать язык.
Дедуктивный подход (управляемый правилами) начинается с представления правила, за которым следуют примеры, в которых это правило применяется.
Индуктивный подход (обнаружение правила) начинается с нескольких примеров, из которых выводится правило.
– Thornbury, 1999
Оба подхода широко распространены в опубликованных материалах. Некоторые учебники могут придерживаться того или иного подхода в виде серии, тогда как некоторые могут быть более гибкими и использовать оба подхода в зависимости от того, чему поддается изучаемый язык. Большая часть индуктивного обучения, представленного в учебниках по курсам, является управляемой или структурированной. Другими словами, упражнения и вопросы помогают учащемуся выработать грамматическое правило. Следующие отрывки из учебника иллюстрируют два разных подхода. Последующие практические упражнения аналогичны в обоих учебниках.
В: Навыки успешного слушания и разговорной речи, уровень 3 New Headway, 4-е издание (начальный уровень)
Какой подход – плюсы и минусы?
В первую очередь, возможно, природа изучаемого языка определяет, возможен ли индуктивный подход. Индуктивное обучение — это вариант языка с характерными чертами, последовательностью и простотой использования и формы. Основные формы сравнительных прилагательных, как показано выше, являются примером этого. И наоборот, обучение тонкостям употребления артиклей ( a/an, ) индуктивно, например, скорее всего, будет проблематичным. Металингвистические инструменты, которые потребуются учащимся для выполнения задачи, также являются важным фактором.
Однако ориентированный на учащегося характер индуктивного обучения часто рассматривается как выгодный, поскольку учащийся более активен в процессе обучения, а не пассивен. Это повышенное участие может помочь учащемуся развить более глубокое понимание и помочь закрепить изучаемый язык. Это также может способствовать развитию стратегии «замечания» у ученика и повысить его автономию и мотивацию.
С другой стороны, индуктивное обучение может отнимать больше времени и энергии и предъявлять более высокие требования к учителю и ученику. Также возможно, что в процессе учащийся может прийти к неправильному выводу или создать неверное или неполное правило. Кроме того, индуктивный подход может разочаровать учащихся, чей личный стиль обучения и / или прошлый опыт обучения больше соответствует обучению с использованием более ориентированного на учителя и дедуктивного подхода.
Хотя иногда может быть уместно сформулировать правило, а затем перейти к примерам, большая часть свидетельств коммуникативного обучения второму языку указывает на превосходство индуктивного подхода к правилам и обобщениям.
– Brown, 2007
Тем не менее, несмотря на то, что у обоих подходов есть свои плюсы и минусы, и хотя сочетание индуктивного и дедуктивного обучения и изучения грамматики, вероятно, неизбежно, индуктивный подход, по-видимому, широко признан как более эффективный. в долгосрочной перспективе, по крайней мере, для некоторых учащихся. Вы бы согласились с этим?
Ссылки
Браун, Х.Д. (2007). Принципы изучения и преподавания языков . Пирсон Лонгман.
Хейт, К., Херрон, К.