Мастер-класс по сервировке стола и пошаговые инструкции
Как накрыть своими руками стол лучше, чем в ресторане. Множество идей и пошаговые мастер-классы по сервировке для тех, что посложнее.
Не обязательно идти в ресторан, если близится важное событие или просто хочется красивого и изысканного ужина. Сервировать стол, который вызовет восторг, можно самостоятельно. При этом даже не нужно покупать дорогой сервиз — достаточно пары оригинальных деталей декора. Мы подобрали для вас несколько мастер-классов, которые научат вас, как накрыть стол быстро, эффектно и без больших трат.
Начните с салфеток
Вы замечали, как преображает столик в ресторане просто аккуратно сложенная салфетка? Дома мы обычно берем салфетки по необходимости из салфетницы, но для особого случая нужно положить этот предмет к каждой тарелке до ужина. Идеально, если салфетка будет тканевая, но подойдет и плотная бумажная. А как ее свернуть, смотрите ниже.
Эта салфетка станет кармашком для столовых приборов или цветка:
Изящную розочку-салфетку можно просто положить на тарелку или разместить в бокале, дополнив зеленой салфеткой-листиком.
Акцент на приборы
Приборы можно не просто положить на салфетку, а дополнительно оформить. Самый простой вариант — связать их вместе лентой или веревочкой, добавив симпатичную деталь вроде цветка. Например, так:
Между зубчиками вилки можно закрепить карточку гостя, если у вас большое мероприятие.
Интересная идея не положить приборы, а поставить в индивидуальные баночки.
Для ужина для 2-4 человек можно положить приборы в общую корзинку, которая также будет украшением стола. Кстати, корзинка пригодится и для хлеба, поэтому вот мастер-класс, как сплести ее самостоятельно из газетных трубочек.
Центральная композиция
На большом столе, где свободно помещается посуда и блюда, уместно будет добавить крупный декоративный предмет или группу из предметов поменьше. Идеально, если их форма будет подчеркивать геометрию стола: на круглом отлично будет смотреться округлая ваза, а на удлиненном —прямоугольная или несколько маленьких предметов на расстоянии друг от друга. Лучше всего, если этот декор будет низким, чтобы не мешать вам общаться с человеком напротив.
Самое простое: поставить цветы в центре стола. Вот несколько вдохновляющих примеров:
Если хочется чего-то более оригинального, то вперед! Нам понравились эти мастер-классы:
1. Воздушный шар из шарика
Вам понадобится вазочка или горшок с цветами, корзинка, шар с гелием и небольшие навыки макраме. Освоить технику поможет пошаговая инструкция на втором фото. Кстати, шарик можно надуть и обычным воздухом, тогда держать наверху его должна палочка, воткнутая в цветы. Вариант с лентами и без цветов здесь: мастер-класс.
2. Вертушки в банке
Вместо цветов в вазе — яркие бумажные вертушки в простой стеклянной или жестяной банке, чтобы удивить гостей. Особенно хороши они для летних застолий. Как сделать вертушку: мастер-класс.
И не бойтесь экспериментировать с непривычным использованием привычных предметов: пусть не совсем понятно, как это все оказалось частью сервировки, но каждая деталь выглядит на своем месте!
Еда как декор
Не забывайте, что красиво сервированные блюда — главная радость и для глаз, и для желудка. Отдельными продуктами стол можно украшать целенаправленно. Лидируют, конечно, фрукты, но идея с морковкой тоже хороша:
Фотографии: adesignideas.com, crnobelo.com, eslamoda.com, countryliving.com, evermine.com, mamabee.com, arcadianhome.com, chatelaine.com
сервировка стола, декор столаkvartblog.ru
Мастер-класс занятия по социально-бытовой ориентировке «Сервировка чайного стола»
Социально-бытовая ориентировка в интегрированной работе
учителя и воспитателя
(краткая аннотация)
Эффективность работы по социально-бытовой ориентировке, осуществляемой на уроках и вне их, зависит от согласованности действий учителя и воспитателя, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированности планов работы. Успеху работы способствует также заранее спланированная совместная деятельность учителя и воспитателя в подготовке и проведении различных мероприятий: конкурсов, праздников, устных журналов и т.д.
Основная цель совместной работы учителя и воспитателя по социально-бытовой подготовке учащихся специальной (коррекционной) школы – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у учащихся достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.
Задачи:
— создание оптимальных условий для социальной адаптации воспитанников;
— обогащение кругозора детей, формирование четких представлений об окружающей действительности, позволяющих сознательно воспринимать учебный материал;
— формирование социально-нравственного поведения детей, обеспечивающих их успешную адаптацию в школьных условиях;
— развитие познавательной деятельности учащихся;
— формирование общеинтеллектуальных умений;
— охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка;
— создание благоприятной социальной среды;
— системный разносторонний контроль специалистов за развитием ребенка.
Воспитатель осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки.
Например, при прохождении раздела «Питание» учитель знакомит детей с продуктами питания, с правилами поведения за столом, учит сервировке стола, а воспитатель закрепляет практически полученные знания в режимных моментах.
Вашему вниманию предлагается мастер-класс занятия по СБО «Сервировка чайного стола»
«Сервировка чайного стола»
Цель: Закреплять умения по подготовке стола к приему пищи с учетом эстетических, практических требований. Обобщить материал по теме сервировка стола.
Задачи:
— Развивать умения применять свои знания на практике.
— Учить ориентироваться на поверхности стола, правильно сервировать стол для чаепития.
— Коррекция скоординированной работы всех анализаторов на основе узнавания и выполнения практических упражнений.
— Формировать необходимый словарный запас по данной теме.
— Коррекция и развитие внимания, мышления, связной монологической и диалогической речи
— Воспитывать общую культуру. Развивать интерес к культуре приема пищи.
— Воспитывать опрятность и эстетический вкус.
— Формировать правила хорошего тона за столом.
Материал к занятию:
Интерактивная доска, компьютер, проектор;
видео «Как обезьянки обедали»;
Стол;
Скатерть;
Салфетки;
Посуда для сервировки стола;
Конфеты, печенье, сахар.
Ход занятия:
1 часть. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение, обратите внимание на предметы, которые находятся у меня на столе и постарайтесь угадать, о чём сегодня пойдёт речь.
Если б не было посуды, нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками, разгрызали бы зубами,
Пили воду бы в реке или в грязном ручейке.
Дети: Мы будем говорить о посуде, о том, как правильно нужно кушать.
Воспитатель: Верно, сегодня на занятии мы с вами коснёмся вопросов поведения, т.е. этикета за столом, а ещё закрепим навыки правильной сервировки стола к чаю.
Ведь эта тема интересна и необходима для нас в жизни.
И на уроках с учителем вы ее тоже изучали: вы говорили о правилах поведения за столом, на уроке технологии лепили чайную посуду, во внеурочное время мы с вами раскрашивали шаблоны чайной посуды, используя нетрадиционные приёмы рисования.
2 часть. Закрепление пройденного материала
Учитель: Действительно, сервировка стола создает приятную обстановку, повышает аппетит, вырабатывает привычку кушать опрятно, правильно пользоваться столовыми приборами.
А как вы думаете, существуют ли какие-либо правила по сервировке стола? Сейчас мы с вами постараемся вспомнить их, они нам сегодня пригодятся.
Сервировка стола – это один из элементов этикета. Этикет – это правила поведения и сервировки стола. Важно не только правильно накрыть стол, но и уметь вести себя должным образом.
Правила поведения во время еды, как и все другие, не выдуманы из головы. Каждое правило имеет свой смысл. Одни правила основаны на уважении к соседям по столу, другие на уважении к хозяевам.
Воспитатель: Вы, конечно, уже умеете пользоваться вилкой и салфеткой и но, тем не менее, вам нередко приходится еще слушать замечания.
Вспомните, пожалуйста, о чём я обычно напоминаю вам за столом.
Дети: Убери локти со стола. Возьми правильно вилку. Кушай аккуратно. Не чавкай. Суп кушать нужно так, чтобы другие тебя не слышали и т. п.
Воспитатель: Наверное, в душе вы думали не раз, что я просто к вам придираюсь. Ну не все ли равно, как человек ест! Нет, не все равно!
Существуют строгие правила поведения во время еды.
Воспитатель: А сейчас послушайте ситуации, которые могут возникнуть во время приема пищи.
Ситуация 1. Что делать, если при всей осторожности во рту окажется нечто несъедобное: рыбья или мясная кость, жилка или косточка от сливы?
Дети отвечают, при затруднении помогаю вопросами или сама даю правильный ответ: Самый лучший выход, хоть это и не очень красиво, — поднести ко рту вилку или ложку и губами аккуратно положить на них кость или жилистый кусочек мяса, а затем пристроить это на краю тарелки. Плеваться за столом, как бы осторожно это ни делалось, недопустимо.
Ситуация 2. Прозвенел звонок, и мы пошли в столовую. На столе уже стоят тарелки с манной кашей. Все берутся за ложки. — Фу! — вдруг, громко говорит мальчик за соседним столиком. — Какая противная каша. Сами ешьте эту гадость, а я не буду!
Дети отвечают, при затруднении помогаю вопросами или сама даю правильный ответ: Правила поведения и речи запрещают за общим столом плохо говорить о еде, критиковать блюдо и говорить, что, по-твоему, оно невкусное, чтобы не портить аппетит другим. Самое главное – нельзя быть неблагодарным по отношению к тем, кто нас кормит, о нас заботится.
Ситуация 3. Вася чавкает, сопит, тянет в себя пищу вместе с воздухом, шмыгает носом.
Дети отвечают, при затруднении помогаю вопросами или сама даю правильный ответ: Есть надо беззвучно. Жуют и глотают пищу так, чтобы никто ничего не слышал!
Ситуация 4. Толя потянулся за хлебом через весь стол, попав рукавом прямо в компот Бориса.
Дети отвечают, при затруднении помогаю вопросами или сама даю правильный ответ: Если тебе нужно что-нибудь достать, не тянись через весь стол, а вежливо попроси передать.
Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами попытались разобраться в тех ситуациях, которые могут возникнуть во время еды и решили, как их можно избежать.
Просмотр видео «Как обезьянки обедали»
Воспитатель: А вот так себя вести не надо, давайте ещё раз закрепим правила поведения за столом:
За столом сиди прямо
Локти на стол не клади
Не говори с полным ртом
Пережевывай пищу медленно
За угощение говори «спасибо!»
Учитель: Теперь можно приступить к сервировке стола. Великий русский ученый Иван Петрович Павлов говорил, что «нормальная еда — это еда с аппетитом, еда с удовольствием». Достигается это вкусной и разнообразной пищей, обстановкой, создающей хорошее настроение и красивой сервировкой стола.
— Что же такое сервировать стол?
Дети: Сервировать стол значит — подготовить его для приема пищи.
Учитель: Основная цель сервировки стола — создать определенный порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки стола — не прихоть той или иной хозяйки, он выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью обеспечить всем, кто садится за стол наибольшее удобство.
Стол сервировать надо тоже уметь,
Чтоб было приятно и вкусно поесть!
Воспитатель: Для того чтобы определить необходимые предметы для сервировки стола, я вам приготовила загадки.
Слушайте внимательно, постарайтесь их отгадать:
— Она — основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для нее — лен, хлопчатобумажные ткани. (Скатерть)
— Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (Цветы)
— Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или справа от нее. Бумажные ставят в специальный стакан. (Салфетка)
— В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того чтобы подавать ее на стол, есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они выполняются из фарфора, стекла, металла и других материалов. (Посуда)
— Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку? (Прибор)
Воспитатель: Итак, ещё раз повторим. Для того чтобы накрыть стол, что нам необходимо?
Дети: Скатерть, салфетки, приборы, посуда и цветы.
Воспитатель: И прежде чем приступить к сервировке стола мы проведём физкультминутку:
(Дети произвольно имитируют строки стихотворения или повторяют движения воспитателя)
Мы дежурные сегодня.
Станем быстро помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Что сначала нужно сделать?
Будем руки чисто мыть.
Потом фартуки наденем,
Начнем скатерти стелить.
Мы салфетницы поставим,
А на самый центр стола –
Хлеб душистый, свежий, вкусный.
Хлеб всему ведь «голова».
Вокруг хлебниц хороводом
Блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек смотрят вправо,
В блюдцах ложечки лежат.
Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть подумай,
А потом уж разложи.
От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит.
Ну а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем есть второе,
Будет с вилкой нож дружить.
Учитель: В какой же последовательности сервируется стол? Вам нужно поставить цифры в верной последовательности.
Дети с помощью интерактивной доски расставляют цифры
1. Накрывают стол скатертью
2. Расставляют тарелки
5. Раскладывают салфетки
3. Раскладывают столовые приборы
6. Расставляют приборы со специями, вазу с цветами
4. Ставят стеклянную посуду
Учитель: Итак, подводим итог общих правил сервировки стола:
— Вначале накрывают стол скатертью
— Расставляют тарелки
— Раскладывают столовые приборы
— Ставят стеклянную посуду
— Раскладывают салфетки
— Расставляют приборы со специями, вазу с цветами
Воспитатель: Ребята, а раз мы сегодня сервируем стол к чаепитию, то напоминаю правила сервировки чайного стола:
Поставь на стол предметы общего пользования: сахарницу, блюдо с бутербродами, вазочки с вареньем, печеньем, конфетами, вазочку с цветами.
Поставь посуду для каждого: десертную тарелку, чашку с блюдцем, чайную ложку.
Чайную ложку положи на блюдце.
Десертную тарелку поставь слева от чайной пары.
Тарелки расставь в 2-3 см от края.
3 часть. Практическая работа. (Закрепление под руководством воспитателя и учителя)
Дети выполняют практическую работу «Сервировка чайного стола», расставляют по очереди приборы, необходимые к чаепитию и называют местоположение предметов на столе.
Воспитатель: Посмотрите, какие все мы молодцы, какой чудесный стол получился у нас.
Мы старались, накрывали
К чаю стол сервировали
Вот вниманье привлекают,
Белизной своей сияют
Чайник, сливочник и блюдо –
В нем пирожное – чудо!
Чашки с блюдцами для чая
Ждут своих хозяев с краю
Тут же ложечка лежит,
И красивая салфетка
Поднимает аппетит.
Вы, ребята, молодцы
Сделали все ловко.
Пригодится в жизни всем
Навык сервировки!
Дети приглашаются к столу для чаепития
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Как правильно сервировать праздничный стол в домашних условиях
Сервировка стола — искусство правильной расстановки посуды и столовых приборов, а также особенное декорирование стола. Сервировка стола может меняться в нюансах в зависимости от целевого направления: застолье, романтический ужин, деловой обед и пр. Однако есть некоторые требования без которых сервировка стола не может обойтись.
Правила сервировки стола
Чтобы устроить торжество по какому-либо поводу, нужно выбрать просторное (соответственно количеству гостей), уютное, проветриваемое помещение. Необходимо позаботиться о хорошем освещении, о приборах и посуде, о блюдах.
Около каждой индивидуальной тарелки располагаются соответствующие ложки, вилки, столовые ножи, бокалы и рюмки. На рисунке 1 предлагаем вам один из способов сервировки посадочного места. Наличие определённых столовых приборов и посуды зависит от блюд, которые предполагается подавать гостям. Например, вилка для рыбы кладётся, если среди блюд будет рыбное блюдо.
Стоит изучить основные столовые приборы, которые используются для сервировки. Изучаем рисунок 2.
Столовые приборы принято разделять индивидуальные (те, что описывались выше) и на вспомогательные. Столовых приборов (в европейской традиции) существует большое разнообразие. Вот лишь некоторые из наиболее распространённых — рисунок 3.
Пояснения:
1 — ложка кофейная
2 — ложка чайная
3 — ложка десертная
4 — ложка столовая
5 — щипцы кондитерские большие
6 — ложка для приготовления смешанных напитков
7 — щипцы для спаржи
8 — щипцы для льда
9 — щипцы кондитерские малые
10 — секатор для сигар
11 и 12 — вилка для лимона
13 — вилка кокотная
14 и 15 — лопатообразный тупой нож для рыбных вторых блюд и рыбная вилка с углублением для отделения костей
18 и 19 — нож и вилка десертные
20 и 21 — нож и вилка закусочные
22 и 23 — нож и вилка закусочные
24 — ложка разливательная
25 и 26 — нож и вилка столовые для вторых блюд (кроме рыбных)
27 — лопатка кондитерская
28 — лопатка паштетная
29 — лопатка рыбная
30 — лопатка для икры
31 — ложка для мороженого
На столе, согласно этикета, необходимы вспомогательные приборы. Ими берут еду с общих блюд, не сервированных порциями. Вспомогательные приборы для сервировки разнообразны: ложки, вилки, совочки, щипцы и т.д.
По правилам, пищу с общей посуды принято перекладывать в личную тарелку большой ложкой и вилкой. При этом ложку держат в правой руке, вилку – в левой. Вилкой накладывают еду в тарелку, а ложкой её поддерживают или берут подливу.
Соусы и супы в свою тарелку наливают специальными половниками, осторожно чтобы не капнуть на скатерть. Если же случится подобное, нужно незаметно промокнуть салфеткой это место или положить на него матерчатую салфетку. Если же вы капнули немного на скатерть, постарайтесь не привлекать всеобщего внимания. Своим беспокойством и причитаниями вы нарушите атмосферу застолья.
Перед тем как перейти к рассмотрению конкретных примеров сервировки стола, изучим правильный порядок сервировки, включая требования к скатерти.
Порядок сервировки стола
Перед сервировкой стол накрывают скатертью. Накрывая стол скатертью, ее нельзя мять, тянуть за углы и
прищипывать пальцами. Углы скатерти должны опускаться против ножек
стола, закрывая их. Спуск скатерти со всех сторон стола должен быть
одинаков — не менее чем на 25 см и не ниже сиденья стула; меньший спуск
скатерти придает столу некрасивый вид, а больший неудобен для сидящих.
При сервировке стола соблюдают определенный порядок: сперва ставят фаянсовую или фарфоровую посуду, затем укладывают приборы, а после этого ставят хрусталь или стекло. Бокалы, фужеры, рюмки, ставя на стол, придерживают за ножку.
Сервировка стола для завтрака
Сервировка стола для завтрака классическая:
- Ставится пирожковая тарелка,
- тарелка закусочная,
- закусочные приборы,
- фужер,
- блюдце, чашка, кофейная ложка
- салфетка полотняная,
- специи,
- вазочку с цветами.
При сервировке столов имеется своя последовательность в движении:
сначала ставится закусочная тарелка, затем пирожковая тарелка (на фото
тарелка отсутствует, однако её место слева, напротив вилки), приборы,
расставляют стекло, складывают салфетки, специи, цветы, бумажные
салфетки.
Тарелка закусочная-ставится строго по центру стула или кресла. До края
стола должно быть около 2 см. Пирожковая тарелка ставится слева от
закусочной тарелки в 10-15 см от неё, и в 5-10 см
от края стола.
Нож кладём справа, от
тарелки закусочной, лезвием к закусочной тарелке, в 2 см от края стола.
Вилка слева, зубцами кверху, в 2 см от края стола.
Стекло: фужер ставится напротив кончика ножа, на расстоянии 1-1,5 см.
Ложка чайная кладётся ручкой вправо, параллельно столу в 24 см от края стола.
Специи и вазочки ставятся по центру стола.
Салфетки складываются различными способами, которые применяются для завтрака.
Сервировка стола к чаю
Предлагаем вам классический вариант сервировки стола для подачи чая. На стол ставятся следующие предметы:
- чашки и блюдца (ручка в чашке развёрнута вправо),
- чайные ложки (располагаются на блюдце или за чашкой параллельно столу, ручкой вправо),
- малый заварочный чайник,
- большой чайник с кипятком,
- кусковой сахар в сахарнице со щипцами или на розетке (в креманке),
- варенье, джем или мед в розетке или вазочке ставят слева,
- лимон подают в розетке или на маленьком лотке с двухрожковой вилкой для раскладывания,
- молочник или сливочник ставят на пирожковую тарелку справа от гостя.
Используемая посуда и приборы: чайные чашки с блюдцами, стаканы в подстаканниках; малый заварочный чайник; большой чайник для кипятка; сахарница; розетки; молочник; сливочник; чайные ложки; вилка для лимона.
Сервировка стола. Салфетки
В сервировке стола салфетки, а именно их качество и способ компановки, занимают почётное место.
Салфетки — фр. serviette — изначальное значение прямоугольный кусок материи для соблюдения чистоты.
В сервировке стола применяют такие виды салфеток:
- тканевые
- бумажные
Тканевые салфетки применяются в качестве дополнения к декору стола. Гостю такую салфетку стоит положить себе на колени. Губы и руки стоит вытирать бумажными салфетками. Различные размеры салфеток предназначены для разных случаев сервировки стола: размер 35*35 см и меньше используются для завтрака, чайного и кофейного стола, размер 40*40 см и больше — для обеда и ужина. Самым популярным и употребляемым является размер 50*50 см.
Складывание салфеток. Мастер-класс.
Есть такое правило: чем важнее торжество, тем изысканнее допустимо складывание салфеток при сервировке стола.
Вариант «Роза»
1. Тканевую салфетку складываем по диагонали.
2. Совмещаем левый и правый углы с вершиной треугольника.
3. Складываем салфетку пополам по горизонтальной оси.
4. Отгибаем вершину верхнего треугольника.
Как сделать подобную розу — мастер-класс на видео
Вариант «Парусник«
1. Тканевую салфетку сложите пополам, чтобы сгиб был справа.
2. Прямоугольник складываем еще раз пополам.
3. Нижнюю половину сгибаем по диагонали вверх.
4. Левый угол загибаем вперед. Правый угол так же загибаем вперед.
5. Оба выступающих угла подгибаем назад.
6. Складываем салфетку по продольной оси назад.
7. Придерживая рукой отогнутые углы, выдергиваем по очереди края салфетки «паруса»
Вариант «Изысканный веер»
1. Расположите тканевую салфетку изнаночной стороной вниз. Приблизительно 1/4 верхней части загните вниз.
2. Переверните салфетку и 1/3 нижней части загните вверх.
3. Складываем салветку пополам снизу вверх.
4. Сложите «гармошкой» полученную фигуру, чтобы было пять равномерных складок.
5.
Зажав в руке открытую сторону, вытяните в верхней части заложенные в глубине складки в противоположные стороны и зафиксируйте их.
6. Распустите «веер».
Вариант «Эверест»
1. Тканевая салфетка сложена пополам по горизонтали (сгиб сверху).
2. Верхние углы по диагонали сложите к середине.
3. Боковые стороны треугольника совместите, чтобы их острые углы оказались внизу.
4а. Переверните фигуру и подогните концы, которые станут для нее опорой.
4б. Согните по вертикальной оси складками внутрь.
5. Поставьте салфетку вертикально.
psgp.ru
«Сервировка стола к новому году»
Методическая разработка мастер-класса
на тему: «Сервировка стола к новому году»
Дата: 23 декабря 2015 года
Группа, курс: ОП-11, ОП-12, МС-11, Т-11- студенты первого курса
Цели:
образовательная: научить студентов правилам сервировки тематических столов и этикету за столом;
развивающая: развить профессиональные знания, умения и навыки;
воспитательная: воспитать у студентов любовь к профессии
Оборудование: обеденные стол, стулья.
Инвентарь: Столовая посуда, столовые приборы, стеклянная посуда.
Аксессуары: салфетка сервировочная, подсвечник.
Сырье:
Ход мероприятия
Организационный момент: конференц-зал № 43 оснащен обеденными столами, необходимым, инвентарем и посудой.
Приветствие: Добрый день уважаемые гости! Приветствуем вас на нашем ресторане «Жигер»!
Я, Ольга Владимировна, расскажу вам о ресторанах и покажу технику сервировки стола.
Ресторан — наиболее комфортабельное предприятия общественного питания, в котором организация питания сочетается с отдыхом. Ресторан предоставляет потребителям большой ассортимент блюд, напитков, винно-водочных, кондитерских изделий сложного приготовления с повышенными нормами вложения сырья и высоким требованием к оформлению блюд. В меню ресторана обязательно включают фирменные блюда и напитки. Фирменные блюда должны отражать особенности национальной кухни и тематическое направление предприятия. Так же в ресторанах должны приниматься заказы на изготовление блюд, не включенных в меню при наличии соответствующих продуктов на кухне.
Рестораны классифицируются по ассортименту выпускаемой продукции и по месту расположения.
По ассортименту: рестораны зарубежной, национальной кухни и специализированные.
По месту расположения: могут располагаться в местах архитектурных памятников, заповедных зонах, зонах отдыха, при гостиницах, неподалеку от вокзалов и аэропортов.
Официант- работник общественного питания подающий кушанья в ресторане или кафе.
Официант всегда на виду, поэтому он должен выглядеть элегантно, быть вежливым, тактичным, общительным, внимательным.
От подготовки официанта к обслуживанию и его поведения в процессе обслуживания зависит настроение и впечатления посетителя о данном предприятии. У официанта должна быть красивая осанка, он должен двигаться легко и изящно и держаться прямо. Не следует делать лишних или резких движений, размахивать руками, раскачиваться, волочить ноги, выпячивать грудь и живот. Правильная походка во многом зависит и от обуви, она должна быть комфортная, начищенная, не стучащая, с закрытым носиком и задником, допустимая высота каблука 3-4 см.
Официант должен передвигаться быстро, средним размеренным шагом, ни в коем случае нельзя бегать по залу. Правильная походка и осанка официанта зависят и от хорошо сшитой и удобной форменной одежды, которая должна быть хорошо отутюжена.
Официант должен хорошо знать меню, характеристику блюд, состав продуктов, входящих в то или иное блюда, его вкус, гарнир и соус к данному блюду, ассортимент напитков, формы расчета с посетителями, должен уметь предложить правильное сочетание блюд и напитков.
Так же он должен знать и применять на практике специфику работы предприятия и нормы этики, т.е. тактично подходить к каждому из клиентов.
Внешний вид официанта должен быть опрятным, с соблюдением личной гигиены:
прическа не должна быть экстравагантной;
волосы не должны падать на глаза;
не пользоваться расческой в торговом зале;
не поправлять волосы рукой;
дезинфицировать полость рта;
перед работой принимать душ;
не злоупотреблять косметикой;
не носить крупные украшения;
перед обслуживанием тщательно мыть руки с мылом.
При себе у официанта всегда должны быть такие необходимые предметы как: ручник, блокнот, авторучка, зажигалка, носовой платок.
Этикет запрещает официанту держать руки в карманах, хрустеть пальцами, слюнявить пальцы при подсчете купюр. Мимика должно быть, свободной, доброжелательной и раскованной.
Основная часть
Сервировка стола
Перед началом сервировки стола необходимо соответствующе расставить мебель. Затем стол накрывается скатертью — скатерть предварительно складывается вчетверо по длине, затем располагают ее по длине стола так, чтобы она равномерно свисала с обеих сторон. Двумя руками берут за кромку скатерти и опускают ее на стол как бы встряхивая, образуется воздушная подушка, которая позволяет расстелить скатерть как нужно.
Затем на стол устанавливается фарфорофаянсовая посуда на расстоянии 2 см. от края стола, приборы от тарелки — столовые, рыбные, закусочные, десертные приборы укладываются перед тарелкой потребителя. После чего расставляется хрустальная или стеклянная посуда группой или в ряд в зависимости от объема. Затем кладут полотняную салфетку на закусочную или пирожковую тарелку, расставляют приборы для специй и ставят на стол подсвечник, вазу с цветами или икебану. После принятия заказа производят уборку лишней посуды и по необходимости производят досервировку стола в соответствии с заказом.
Обслуживание в ресторанах складывается из процедур: встреча и размещение гостей, прием и оформление заказа, передача заказа на производство, получение и подача буфетной продукции, подача заказанных блюд и напитков, расчет с посетителями.
Встреча и размещение гостей
В зале гостей встречает метрдотель, старший официант или свободный в данное время официант.
официант должен встретить гостя и поприветствовать в течение 30 секунд после того, как он вошел в зал,
предложить выбрать столик,
пригласить гостя следовать за собой,
отодвинуть стул и помочь гостям присесть,
предложить меню в развернутом виде на первой странице, левой рукой,
вместе с меню предлагается прейскурант вин в закрытом виде.
проинформировать гостей о блюдах, которых нет в продаже на данный момент.
проинформировать гостей о новых блюдах,
предложить гостю что-нибудь на аперитив,
предлагать следующий напиток до того, как закончится предвидящий,
9. к пиву предлагать продукцию бара (орешки, чипсы, фисташки, и т.д),
10. к орешкам, фисташкам подавать посуду для отходов
Предложив меню, официант отходит в сторону на несколько минут, дав гостям, ознакомится с ассортиментом меню. Если гость «забегал» глазами в поисках официанта или перестал читать меню, значит ему необходимо пояснение меню, либо он готов сделать заказ. При приеме заказа официант по возможности стоит справа от гостя, слегка наклонившись к нему. Приняв заказ необходимо его прочитать гостям во избежание ошибок и предупредить о времени приготовления заказа.
После чего официант направляется в сервизную, где берет посуду для подачи заказанных блюд и передает ее в цеха вместе с заказом, затем передает заказ на барную стойку для получения буфетной продукции. Производит досервировку стола в соответствии с заказом.
Прием и оформление заказа
— встретиться глазам с гостей и улыбнутся
— подойти к столу в течении 5 мин. После подачи меню,
— при принятии заказа рекомендовать блюда, напитки, показать хорошее знание меню и карты вин.
— контактировать глазами с гостем,
— принять все разумные просьбы гостя (стараться не говорить «нет»)
— полностью произнести заказ гостя и уточнить все подробности,
— поблагодарить гостя за сделанный заказ, сделать комплимент (отличный выбор, у вас хороший вкус),
— подавать счет по просьбе посетителя.
Подача заказанных блюд
В первую очередь подается буфетная продукция это — мин.вода, фруктовая вода, хлеб, фрукты, табачные изделия и вино- водочная продукция. Бутылки должны быть чистые, без трещин и нарушений целостности заводской укупорки, акцизной марки и этикетки, затем подаются холодные, горячие закуски, супы, вторые блюда, сладкие блюда, фрукты и горячие напитки.
Способы подачи
Существует три способа подачи блюд: французский, английский и русский.
Французский способ заключается в перекладывании заказанного блюда на тарелку посетителю, с помощью специальных приборов. Сделать это можно двумя способами:
1) официант порционирует блюда, перекладывая его с блюда на тарелку посетителя.
2) официант предлагает блюдо посетителю, который сам перекладывает его в свою тарелку. В данном случае официант обслуживает посетителя с левой стороны, держа блюдо на левой руке, а правой перекладывает продукты.
Английский способ подачи блюд предусматривает использование приставного столика, на котором официант порционирует блюдо в индивидуальную тарелку посетителя.
Русский способ подачи блюд используется в том случае, если гость попросил не раскладывать блюдо. В данном случае блюдо ставят на стол, рядом размещая приборы для раскладывания, и гость сам перекладывает блюдо в свою тарелку.
Меню комплексного обеда представляет собой набор из трёх или четырёх блюд, подобранных с учетом физиологических норм питания, стоимость таких обедов обычно постоянная. Применяется такое меню при обслуживании групп туристов, участников съездов, конференций, что дает возможность за короткий промежуток времени обслужить большое количество людей.
В этом случае предварительная сервировка столов включает: закусочные, столовые приборы, пирожковая тарелка, фужер для воды, приборы для специй.
Правила этикета
Во-первых, как сидеть? Не слишком далеко от края стола, но и не слишком близко, и естественно, не класть локти на стол. Существует маленькое исключение для женщин, когда она может ненадолго опереться одним локтем о стол, но только в случае крайней необходимости, например, если устала рука. На стуле следует сидеть прямо и не сгибаться над тарелкой. Здесь ни для кого исключений не существует.
Прежде чем начать трапезу, нужно «разобраться» с салфеткой. Салфетку, предназначенную для индивидуального пользования, следует развернуть и положить на колени. Во время еды такой салфеткой не вытирают губы, для этих целей лучше воспользоваться бумажными, и лишь завершая прием пищи, полотняной салфеткой можно коснуться губ и вытереть концы пальцев. Куда ее потом деть? Просто положите на стол.
Даже если у вас разыгрался аппетит, не набрасывайтесь на еду. Ешьте неторопливо, так вы получите еще больше удовольствия от пищи. Конечно, если блюдо нравится, доешьте его до конца, но ни в коем случае не вычищайте дно тарелки кусочком хлеба. Только представьте, что так сделает ваш сосед по столу, разве приятное зрелище?
Не стесняйтесь брать руками хлеб, печенье, пирожное, фрукты, цитрусовые – именно так и принято. Сахар-рафинад тоже относят в эту категорию, но если рядом лежат специальные щипцы – воспользуйтесь ими.
Раз уж мы заговорили о хлебе, следует напомнить, что это очень деликатный продукт, можно даже сказать, что существует свой хлебный этикет. Например, не принято откусывать хлеб от целого куска. Его едят маленькими кусочками, которые отламывают над своей тарелкой. Также целый кусок хлеба не принято намазывать маслом. Это лучше сделать, постепенно отламывая кусочки и намазывая маслом каждый из них. Если рядом с вами стоит пирожковая тарелка, которая специально предназначена для хлеба, то кладите его именно в нее, перекладывая хлеб из общей тарелки.
Теперь о супе. Его едят неторопливо и бесшумно. Если суп очень горячий, не мешайте его ложкой, лучше подождите, когда он остынет. Ложкой черпают от себя и подносят ко рту левым широким краем. Если доедаете суп до конца, слегка приподнимите тарелку левой рукой от себя.
С помощью столовых приборов – ножа и вилки – едят такие мясные натуральные порционные блюда как свиные и бараньи отбивные, бифштексы, филе, лангеты, печенку и т.п. При этом нож держат в правой руке, вилку – в левой. Тефтели, котлеты, зразы рубленые, голубцы, омлеты и другие мягкие блюда, где использование ножа будет излишним, кушают при помощи вилки, которую теперь уже держат в правой руке.
Бывает, что еду требуется временно прервать. В таких случаях нож и вилку кладут на тарелку так, как их держали, нож – ручкой вправо, вилку – ручкой влево. Такими случаями может быть временное отлучение из-за стола, или потребность выпить воды, взять хлеб, положить кусок мяса и т.д.
Уборка и замена использованной посуды.
В процессе обслуживания официант должен быстро подготавливать стол к подачи очередного блюда, собирая использованную посуду и заменяя ее на чистую.
Перед заменой прибора официант должен убедиться, что гость закончил есть. Гость как правело, это показывает, положив приборы на тарелку параллельно друг другу, или скрещивая их.
Взяв чистую тарелку с подготовленными приборами в правую руку, официант подходит к столу и левой рукой слева от гостя берет использованную тарелку и приборы, а справа правой рукой ставит чистую.
Расчет с посетителями
Перед подачей счета официант должен выяснить у гостя, не будет ли дан дополнительный заказ, и попросить разрешения для подготовки счета к оплате. При просьбе заказчика официант подсчитывает общую сумму и подает счет в папке для счетов или на небольшом подносе оборотной стороной вверх. Все позиции в счете должны быть заполнены правильно, он не должен содержать описки и исправления.
Счет подаю непосредственно заказчику, если нет явного хозяина застолья, то счет кладут в центр стола. Официант должен быстро принять оплату и вернуть всю сдачу. При оплате наличными должны быть предоставлены счет и чек.
Заключительная часть
Рефлексия
Ну, а в завершении подведем итоги нашего мастер-класса.
Подумайте и ответьте:
Что понравилось?
Что было самым интересным?
Чтобы вы рассказали бы своим друзьям и родителям?
Что вы нового узнали для себя?
Пригодятся ли вам эти знания?
infourok.ru
(мастер-класс) «Нестандартная сервировка Новогоднего стола»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ»
Рассмотрено на заседании методической комиссии оротокол №____ от «___»_________20__г. Председатель методической комиссии ___________ О.А. Машнина | Утверждаю Заместитель директора по УПР ______________ Т.В. Сорокина |
Методическая разработка
семинара-практикума:
(мастер-класс)
«Нестандартная сервировка Новогоднего стола»
Разработана мастером п/о
Каменецкой Л.В.
г. Севастополь
2017 г.
Вступление
Сегодня используются разнообразные формы организации обучения педагогов (научно-практические конференции, семинары, конкурсы педагогического мастерства, заседания методических объединений и другие), которые помогают анализировать педагогический опыт: достижения, успехи, ошибки, результаты исследовательской работы и др.
Семинар является традиционной формой организации обучения педагогов, но сегодня существенно меняется форма его проведения. Она меняется, исходя из конкретных условий, в зависимости от конкретных задач, которые необходимо решать в процессе обучения: “консультация- семинар”, “методологический семинар”, “лекционно-семинарские занятия”, “межучережденческие семинары” и др.
На семинарах могут быть использованы различные формы и методы обучения. Например, “игровые и тренинговые формы, а также круглые столы и дискуссии”. (Из положения о Всероссийском семинаре по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях).
Семинар (лат. seminarium – рассадник) – это особая форма групповых занятий по какой-либо проблеме при активном участии слушателей. Он предполагает коллективное обсуждение сообщения, доклада, выступления на определенную заданную тематику; предназначается для углубленного изучения темы.
На теоретических семинарах ученые, методисты, педагоги знакомят педагогов с новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта. Освещают актуальные вопросы, раскрывают насущные вопросы организации образовательного процесса, содержание новых технологий и методов обучения и воспитания студентов.
Информация дается в форме докладов и сообщений.
На семинарах-практикумах педагоги знакомят коллег с результатами собственной исследовательской работы по теоретическим и практическим вопросам, проводившейся под присмотром руководства.
Тема мастер-класса:
«Нестандартная сервировка Новогоднего стола».Методическая цель семинара — практикума: изучение и освоение демонстрации интересного опыта работы мастера в практической деятельности. Создание условий для формирования профессиональных компетенций участников семинара практикума. Обмен опытом совместной работы мастера и участника при данной проблеме.
Задачи для мастера п/о:
1. Обобщить опыт работы мастера по определенной проблеме: « Нестандартная сервировка Новогоднего стола».
2. Передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.
3. Отработать совместно с участниками семинара -практикума поставленную в программе семинара проблему.
4. Создать условия для плодотворного общения участников семинара — практикума с целью развития творческого мышления и фантазии.
Задачи для участников:
1. Расширить знания, кругозор по теме семинара- практикума.
2. Познакомить с сервировкой Новогоднего стола.
3. Отработать навыки сервировки (складывания салфеток).
4. Развивать коммуникативные качества в процессе семинара- практикума.
Целевая аудитория: мастера производственного обучения, преподаватели специальных дисциплин, обучающиеся по профессии «Официант».
Время проведения: 45 мин.
Количество участников:8-10 чел.
Требования к помещению и материальному обеспечению семинара-практикума: семинар проводится в аудитории №15 Колледжа.
Необходимое оборудование: компьютерное оборудование.
Методическое обеспечение: план-конспект мастера, презентации.
Прогнозируемый результат:
1. Сформированные профессиональные компетенции участников семинара- практикума.
2. Мотивация к обучению данной профессии.
3. Развитие творческой активности.
Форма проведения: Демонстрация с элементами презентации и практическая работа.
План проведения семинара-практикума
№ п/п | Этапы мастер-класса | Время ( в мин.) | Примечание |
1. | Организационный момент | 2 мин | Встреча участников семинара-практикума, рассаживание участников, подготовка рабочих мест. |
2. | Представление определенной проблемы семинара — практикума | 3 мин | Проводиться мастером. Объявление темы семинара- практикума, ее актуальности, проблемы, практической значимости, ожидание результатов. |
3. | Экспресс-презентация семинара- практикума | 15 мин | Участникам представляется информация по данной теме семинара- практикума. Демонстрация презентаций. |
4. | Практическое занятие | 20 мин | Показ нестандартной сервировки Новогоднего стола, сопровождаются подробным словесным объяснением. Демонстрация презентации. На практическом показе в работе принимают участники семинара-практикума. |
5. | Рефлексия (подведение итогов) | 5мин | Совместное осуждение результатов семинара-практикума. |
Заключение
Данная работа обобщает мой личный опыт работы. Я регулярно провожу семинары-практикумы, для улучшения своего уровня мастерства, наблюдаю за аналогичными мероприятиями коллег.
Практика проведения семинарных занятий учит закреплять навыки методической работы: руководить творческими группами, оказывать помощь педагогам разного уровня.
Обучающие семинары способствуют достижению высокого качества образовательного процесса в учреждении дополнительного образования, непрерывному образованию педагогов, развитию коллективного опыта работы.
Семинары помогают педагогу ориентироваться в пространстве педагогической деятельности, успех которой зависит от твердой теоретической (научной) платформы.
Опорный конспект «Нестандартное оформление Новогоднего стола»Близится время встречи «Нового года» — главная ночь года. На низком старте гости, куранты и фейерверки. Дело осталось за малым: определиться с вариантом сервировки праздничного стола. Процедура-то, по сути, отработана годами — шампанское направо, оливье налево,… но ведь хочется изюминки. Выясним, как добавить оригинальности новогоднему застолью?
Начнем со стульев
Почему-то, давая советы по сервировке, специалисты обходят своим вниманием предметы мебели, без которых не обойтись при посиделках… в буквальном смысле. А между тем стулья с легкостью преображаются в новогодний арт-объект. Нужны лишь умелые руки и творческий подход. Например, при минимальных швейно-закройщицких навыках можно изготовить для спинок мини-костюм а-ля Санта-Клаус: красный кафтан, чёрный поясок, меховая оторочка — просто, забавно, эффектно.
А если вы не сторонник полумер и вас привлекает лишь формат «макси», то можно сшить чехол-колпак, закрывающий весь стул целиком. Этот вариант более торжественен, но без пафоса. Что бы вы ни выбрали — большая часть дела сделана: с «оправой» стола определились. Время переходить к основной части.
Необычные держатели для столовых приборов
Вот, скажем, как вы подаёте на стол вилки, ложки и ножи? Дайте угадаем: если не придерживаетесь строгих правил — «нагишом», то есть без специального чехла для приборов, в остальных случаях — в бумажной или тканевой салфетке. А слабо подать в… ёлке? Тёмно-зелёный фетровый холдер (держатель) с бусинами, имитирующими гирлянду, делается в два счёта, а удивляет в один момент. И даже не нужно быть мастером рукоделия: вырезаете две детали в форме ели, сшиваете их вместе, выворачиваете изделие и декорируете подручным материалом — всё просто.
Держатель-носок
Не хотите в ёлке? Да, пожалуйста, эпатируйте носками! Маленькими вязаными носками с… бубенчиками. А что? У нас Новый год! Можем себе позволить колокольный перезвон и другие странности. Хотя если серьёзно, то такой забавный чехол — отличный выход для тех, кто не дружит со швейной машинкой. Чтобы похвастаться перед гостями необычным аксессуаром, достаточно раздобыть несколько пар детских носков красного и белого цвета, декорировать их бечёвкой и шариками-погремушками — смотреться будет празднично и мило.
«Свеча горела на столе…»
Последняя ночь декабря заслуживает шика, блеска и романтики. Как тут обойтись без свечей?! С ними можно преобразить любой праздничный стол — нужно лишь подобрать правильные подсвечники,… а точнее, неправильные. Попробуйте, например, использовать бокалы не по назначению.
Способ для любителей простых решений: переворачиваем отверстием вниз, поместив внутрь веточку ели или рябины, а плоскую часть ножки используем как основу для свечи. Реализация не требует усилий, эффект потрясающий.
Способ для тех, кто любит задачи посложнее. Вооружаемся картоном, ножницами, клеем, манкой (она же — имитация снега), фигурками оленей, ёлочек, домиков. Нарезаем из картона круги диаметром чуть больше, чем горлышко используемой посуды. Приклеиваем к получившимся бумажным основаниям фигурки. В бокалы насыпаем «снег», накрываем их самодельными крышками и переворачиваем. На ножке фиксируем свечу. Получаем подсвечник, совмещённый с классическим новогодним сувениром. Этакий шар со снегом — таинственно, сказочно, аутентично. Впрочем, не бокалами едиными… Оригинальность свечам придают разные вещи. К примеру, палочки корицы. Казалось бы, что уж проще — свеча большого диаметра, «заборчик» из специй, зафиксированный бечёвкой, обычное блюдце в качестве основы. Но результат впечатляет. Ощущение такое, что поработал дизайнер. Несколько таких арт-свечей, расставленных на столе, создают неповторимую атмосферу, и всё остальное смотрится лишь как их дополнение.
Съедобный декор
Ни для кого не секрет, что в ночь с декабря на январь стартует марафон удовлетворения чревоугоднических страстей. И новогодний стол оценивается гостями, прежде всего по гастрономическим характеристикам. А как же декораторские усилия? Нам, хозяйкам, хочется признания и этого нашего несомненного таланта. Выход прост — объединим эстетику и кулинарию — нас выручат необычные блюда! Включаем фантазию, и вуаля — на столе появляется тарелка-льдина со стайкой съедобных пингвинов. Для приготовления закуски нужны лишь оливки, мягкий сыр, морковка, зелёный лук и зубочистки. Всё просто: морковь режем кружочками (это будущие ноги), отрезаем от каждого маленькие треугольники (будущие клювы), затем режем, вдоль часть маслин и фаршируем их сыром (это тела). Оставшиеся плоды (головы) прикрепляем к телам и ногам с помощью зубочистки, вставляем клювы, повязываем шарфики (зелёный лук) и отправляем птиц в застольное плаванье.
Кто-то скажет, что нелетающие представители пернатых — не самый лучший новогодний символ. А мы не будем спорить. Ёлка так ёлка. Но только не колючая, а мягкая: немного кексов, немного крема, немного фруктов — оторваться будет невозможно… и не только взглядом.
Съедобные елкиНе спецы в кулинарии? Пожалуйста! Есть варианты и попроще — покупаем готовые пирожные и правильно декорируем тарелку: набрасываем сиропом эскиз ёлочки, «развешиваем» на ней игрушки-ягоды. В общем, удивить гостей удастся в любом случае!
И в любом случае Новый год будет встречен отлично! А наши советы и нестандартно украшенный новогодний стол послужат приятным дополнением к дружеской и веселой атмосфере самого лучшего праздника в году!
Правила сервировки новогоднего столаНовый год в нашей стране принято очень пышно праздновать, накрывая роскошный стол. Для этого нужно не только наготовить всевозможные яства, но и красиво сервировать праздничный стол. Виды сервировки зависят от того, какое мероприятие у вас намечается: семейный праздник с большим количеством детей, молодежная вечеринка или романтический ужин вдвоем с любимым человеком.
Для семейного праздника накрывают большой стол и ставят на него сияющие чистотой приборы. Детям до 10 лет не ставят подтарельники и столовые ножи, так как с ними тяжело управляться, но обязательно ставят дополнительные салфетки. Для взрослых ставят все необходимые для вечера приборы и также кладут салфетки.
Своим гостям можно сделать приятный сюрприз и положить каждому возле тарелки маленькую еловую веточку с пожеланием всего наилучшего в Новом году.
Для молодежной вечеринки строгое классическое сервирование стола будет неуместно – гораздо лучше будет смотреться «шведский стол», где каждый гость сможет подойти и выбрать блюда и напитки по своему вкусу. Конечно же, блюда для шведского стола должны быть разделены на маленькие порции, чтоб их удобно было брать и угощаться во время беседы.
А для романтического вечера накрывается маленький уютный столик, на котором нет обилия блюд (они могут стоять на другом столе), зато есть место для свечей и новогодних украшений.
Декорирование праздничного столаУкрашать стол на Новый год можно как угодно, но самыми популярными видами декора считаются:
свечи. Этот атрибут должен обязательно присутствовать на новогоднем столе, ведь ничто так не придает романтики и уюта, как мерцающий огонь. Будет великолепно, если свечи будут гореть в золотых или серебристых подсвечниках, придавая новогоднему столу нотку шика;
тематические фигурки. Это могут быть Дед Мороз, Снегурочка, олени, Снеговик и, конечно же, обезьянки. Расставьте фигурки в центре стола в виде специальной новогодней композиции или поставьте по фигурке возле тарелки каждого гостя;
композиции из хвойных веточек и шишек. Подобное украшение не только создаст за столом настоящую новогоднюю атмосферу, но и подарит приятный аромат хвои, напоминающий о зимних прогулках по лесу. Помимо еловых веточек и шишек, можно добавлять в композицию желуди, зимние ягоды и даже маленькие елочные шарики;
блестящая мишура. Кончено, возле еды мишура не должна лежать, но ее можно красиво прикрепить к скатерти, развешать над новогодним столом или выложить из нее композицию в центре стола;
следуя нашим рекомендациям, вы сможете правильно оформить новогодний стол 2016 и сделать свой банкет поистине незабываемым
Красные оттенки, яркие детали и оригинальные решения для сервировки.
Согласно восточному календарю в этом году править будет Красная Обезьяна, это значит, животное будет влиять на все сферы жизни человека. Важно завоевать благосклонность хозяйки года, в том числе правильно встретить наступление нового года. Причем не лишним будет позаботиться о подходящей сервировке стола.
Цвет имеет значениеСуть сервировки остается привычной: праздничные тарелки, выложенные приборы, сверкающее стекло бокалов и вкусные блюда. Обезьяна же вносит свои корректировки в цветовое решение деталей при сервировке: они должны быть красными или приближенными к этому цвету, возможно, оранжевыми, розовыми, желтыми. Не обязательно бежать в магазин и покупать красную посуду. Достаточно уделить внимание скатерти, салфеткам или деталям декора.
Сочетание красного цвета и натуральных материаловАлые тона прекрасно гармонируют с деталями из натурального дерева. Если в доме есть деревянный стол, то не нужно его даже скатертью застилать. Будет достаточно положить в центре полоску красной ткани. Причем края лучше оставить свободными и расставить там тарелки
Раскрасьте в красный цвет деталиИспользуйте белый цвет в качестве базового при оформлении, а уже на нем можно расставить ярко-красные акценты. К примеру, застелите стол белой скатертью. На нее можно, опять же, положить отрез красной ткани, застелить ажурную салфетку. Как вариант, смастерите венок из веточек ели, украсьте его золотыми и красными игрушками и положите в центре стола. На столе расставьте белую посуду, а рядом красиво сложите красные салфетки.
Скандинавский стильВ этом стиле в приоритете сдержанность, простота и натуральные предметы, при этом все выглядит элегантно. Воплощение стиля в деталях: украсьте тарелки изображениями оленей или снежинок. На новогодний стол поставьте свечи и подсвечники. Материалом для них может служить дерево, стекло или камень.
ЭкостильВсе используемые предметы в такой сервировке стола на новый год 2016 должны быть выполнены из натуральных материалов. Стол, сделанный из дерева, отлично подойдет. В этом варианте оформления стола обязательны три цвета: бежевый, зеленый и коричневый. В стиль отлично впишутся гигантские белые восковые свечи и ветви хвои. Используйте мешковину для украшения салфеток, а для гостей приготовьте комплимент: испеченный своими руками пряник.
Классический стильВ этом стиле важно использовать дорогие материалы: хрусталь, серебро, фарфор и позолоту. Для такого сдержанного стиля отлично подойдут бежевые и кремовые цвета. Красные моменты в деталях могут быть, но в минимальном количестве. Причем скатерть в сервировке должна быть обязательно белой. Для каждого гостя обязательно наличие нескольких пар приборов, рассчитанных на каждое конкретное блюдо, что вы подадите к столу.
multiurok.ru
Этикет за столом. Сервировка стола.
Сервировка стола — искусство правильной расстановки посуды и столовых приборов, а также особенное декорирование стола.
Сервировка стола может меняться в нюансах в зависимости от целевого направления: застолье, романтический ужин, деловой обед и пр.
Однако есть некоторые требования без которых сервировка стола не может обойтись.
Правила сервировки стола
Чтобы устроить торжество по какому-либо поводу, нужно выбрать просторное (соответственно количеству гостей), уютное, проветриваемое помещение.
Необходимо позаботиться о хорошем освещении, о приборах и посуде, о блюдах.
Около каждой индивидуальной тарелки располагаются соответствующие ложки, вилки, столовые ножи, бокалы и рюмки. На рисунке 1 предлагаем вам один из способов сервировки посадочного места. Наличие определённых столовых приборов и посуды зависит от блюд, которые предполагается подавать гостям. Например, вилка для рыбы кладётся, если среди блюд будет рыбное блюдо.
Рисунок 1.
Схема сервировки стола
Стоит изучить основные столовые приборы, которые используются для сервировки. Изучаем рисунок 2.
Рисунок 2.
Предлагаем Вашему вниманию видео о правильной сервировке стола.
Сервировка стола на видео
Столовые приборы принято разделять индивидуальные (те, что описывались выше) и на вспомогательные. Столовых приборов (в европейской традиции) существует большое разнообразие. Вот лишь некоторые из наиболее распространённых — рисунок 3.
Рисунок 3
Столовые приборы для сервировки. Индивидуальные и вспомогательные.
Пояснения: 1 ложка кофейная
2 ложка чайная
3 ложка десертная
4 ложка столовая
5 щипцы кондитерские большие
6 ложка для приготовления смешанных напитков
7 щипцы для спаржи
8 щипцы для льда
9 щипцы кондитерские малые
10 секатор для сигар
11 и 12 вилка для лимона
13 вилка кокотная
14 и 15 лопатообразный тупой нож для рыбных вторых блюд и рыбная вилка с углублением для отделения костей
16 и 17 нож и вилка десертные
18 и 19 нож и вилка десертные
20 и 21 нож и вилка закусочные
22 и 23 нож и вилка закусочные
24 ложка разливательная
25 и 26 нож и вилка столовые для вторых блюд (кроме рыбных)
27 лопатка кондитерская
28 лопатка паштетная
29 лопатка рыбная
30 лопатка для икры
31 ложка для мороженого
На столе, согласно этикета, необходимы вспомогательные приборы. Ими берут еду с общих блюд, не сервированных порциями. Вспомагательные приборы для сервировки разнообразны: ложки, вилки, совочки, щипцы и т.д.
По правилам, пищу с общей посуды принято перекладывать в личную тарелку большой ложкой и вилкой. При этом ложку держат в правой руке, вилку – в левой. Вилкой накладывают еду в тарелку, а ложкой её поддерживают или берут подливу.
Соусы и супы в свою тарелку наливают специальными половниками, осторожно чтобы не капнуть на скатерть. Если же случится подобное, нужно незаметно промокнуть салфеткой это место или положить на него матерчатую салфетку. Если же вы капнули немного на скатерть, постарайтесь не привлекать всеобщего внимания. Своим беспокойством и причитаниями вы нарушите атмосферу застолья.
Перед тем как перейти к рассмотрению конкретных примеров сервировки стола, изучим правильный порядок сервировки, включая требования к скатерти.
Порядок сервировки стола
Перед сервировкой стол накрывают скатертью. Накрывая стол скатертью, ее нельзя мять, тянуть за углы и прищипывать пальцами. Углы скатерти должны опускаться против ножек стола, закрывая их. Спуск скатерти со всех сторон стола должен быть одинаков — не менее чем на 25 см и не ниже сиденья стула; меньший спуск скатерти придает столу некрасивый вид, а больший неудобен для сидящих.
Если прямоугольный стол нужно накрыть двумя скатертями, то первую из них нужно постелить на противоположную от главного входа в зал или главного прохода в нем сторону. На второй, верхней скатерти кромку подвертывают внутрь так, чтобы образовалась прямая ровная линия. Подсобный стол, если таковой имеется, также накрываетсяскатертью.
При сервировке стола соблюдают определенный порядок: сперва ставят фаянсовую или фарфоровую посуду, затем укладывают приборы, а после этого ставят хрусталь или стекло. Бокалы, фужеры, рюмки, ставя на стол, придерживают за ножку.
Сервировка стола для завтрака
Сервировка стола для завтрака классическая:
- Ставится пирожковая тарелка,
- тарелка закусочная,
- закусочные приборы,
- фужер,
- блюдце, чашка, кофейная ложка
- салфетка полотняная,
- специи,
- вазочку с цветами.
При сервировке столов имеется своя последовательность в движении: сначала ставится закусочная тарелка, затем пирожковая тарелка (на фото тарелка отсутствует, однако её место слева, напротив вилки), приборы, расставляют стекло, складывают салфетки, специи, цветы, бумажные салфетки.
Тарелка закусочная-ставится строго по центру стула или кресла. До края стола должно быть около 2 см. Пирожковая тарелка ставится слева от закусочной тарелки в 10-15 см от неё, и в 5-10 см от края стола.
Нож кладём справа, от тарелки закусочной, лезвием к закусочной тарелке, в 2 см от края стола.
Вилка слева, зубцами кверху, в 2 см от края стола.
Стекло: фужер ставится напротив кончика ножа, на расстоянии 1-1,5 см.
Ложка чайная кладётся ручкой вправо, параллельно столу в 24 см от края стола.
Специи и вазочки ставятся по центру стола.
Салфетки складываются различными способами, которые применяются для завтрака.
Сервировка стола к чаю
Предлагаем вам классический вариант сервировки стола для подачи чая. На стол ставятся следующие предметы:
- чашки и блюдца (ручка в чашке развёрнута вправо),
- чайные ложки (располагаются на блюдце или за чашкой параллельно столу, ручкой вправо),
- малый заварочный чайник,
- большой чайник с кипятком,
- кусковой сахар в сахарнице со щипцами или на розетке (в креманке),
- варенье, джем или мед в розетке или вазочке ставят слева,
- лимон подают в розетке или на маленьком лотке с двухрожковой вилкой для раскладывания,
- молочник или сливочник ставят на пирожковую тарелку справа от гостя.
Используемая посуда и приборы: чайные чашки с блюдцами, стаканы в подстаканниках; малый заварочный чайник; большой чайник для кипятка; сахарница; розетки; молочник; сливочник; чайные ложки; вилка для лимона.
Сервировка стола. Салфетки
В сервировке стола салфетки, а именно их качество и способ компановки, занимают почётное место.
Салфетки — фр. serviette — изначальное значение прямоугольный кусок материи для соблюдения чистоты.
В сервировке стола применяют такие виды салфеток:
- тканевые
- бумажные
Тканевые салфетки применяются в качестве дополнения к декору стола. Гостю такую салфетку стоит положить себе на колени. Губы и руки стоит вытирать бумажными салфетками. Различные размеры салфеток предназначены для разных случаев сервировки стола: размер 35*35 см и меньше используются для завтрака, чайного и кофейного стола, размер 40*40 см и больше — для обеда и ужина. Самым популярным и употребляемым является размер 50*50 см.
Складывание салфеток. Мастер-класс.
Есть такое правило: чем важнее торжество, тем изысканнее допустимо складывание салфеток при сервировке стола.
Вариант «Лилия»
1. Тканевую салфетку складываем по диагонали.
2. Совмещаем левый и правый углы с вершиной треугольника.
3. Складываем салфетку пополам по горизонтальной оси.
4. Отгибаем вершину верхнего треугольника.
Вариант «Парусник«
1. Тканевую салфетку сложите пополам, чтобы сгиб был справа.
2. Прямоугольник складываем еще раз пополам.
3. Нижнюю половину сгибаем по диагонали вверх.
4. Левый угол загибаем вперед. Правый угол так же загибаем вперед.
5. Оба выступающих угла подгибаем назад.
6. Складываем салфетку по продольной оси назад.
7. Придерживая рукой отогнутые углы, выдергиваем по очереди края салфетки «паруса»
Вариант «Изысканный веер»
1. Расположите тканевую салфетку изнаночной стороной вниз. Приблизительно 1/4 верхней части загните вниз.
2. Переверните салфетку и 1/3 нижней части загните вверх.
3. Складываем салветку пополам снизу вверх.
4. Сложите «гармошкой» полученную фигуру, чтобы было пять равномерных складок.
5. Зажав в руке открытую сторону, вытяните в верхней части заложенные в глубине складки в противоположные стороны и зафиксируйте их.
6. Распустите «веер».
Вариант «Эверест»
1. Тканевая салфетка сложена пополам по горизонтали (сгиб сверху).
2. Верхние углы по диагонали сложите к середине.
3. Боковые стороны треугольника совместите, чтобы их острые углы оказались внизу.
4а. Переверните фигуру и подогните концы, которые станут для нее опорой.
4б. Согните по вертикальной оси складками внутрь.
5. Поставьте салфетку вертикально.
Для сервировки стола для романтичного ужина подойдёт такой способ складывания салфетки. На видео подробный мастер-класс.
Салфетка-лотос. Видео урок.
Сервировка свадебного стола
Сервировка свадебного стола — важнейжая состовляющая торжества. Правильная сервировка, отвечающая этикету, позволит гостям чувствовать себя уютно, а сам праздник сделает ещё торжественнее.
Далее мы приводим ряд требований к сервировке свадебного стола. Узнайте в какой мере заведение, в котором будет проводиться свадьба, может обеспечить выполнение Ваших пожеланий относительно сервировки.
Стол (или столы) должен быть просторным в соответствии с количеством гостей и количеством блюд.
Под белую накрахмаленную белоснежную скатерть желательно постелить толстую мягкую ткань, мольтон. Мольтон приглушает звуки стаящейся на стол посуды и приборов. Мольтон должен в точности соответствовать размерам (длине и ширине) стола
Скатерть, салфетки, посуда, приборы должны гармонировать между собой. Несколько примеров гармоничной сервировки.
Цветы на свадебном столе — важный атрибут декора. Согласно этикета, цветы ни в коем случае не должны мешать гостям. Поэтому нужно позаботиться, чтобы на свадебном столе были низкие вазочки с цветами или наоборот высокие.
источник
См. также
www.ishtar.net.ru
мастер класс Сервировка стола.docx — Мастер-класс «Сервировка стола» (сценарий)
Рождественский/Новогодний стол
Вы хотите оригинально встретить Новый год? Может быть, стоит вместо
классической елки украсить квартиру чемто интересным, новым,
неожиданным, накрыть стол скатертью самобранкой?
Ни один настоящий, всеми любимый праздник не обходится без щедрого
застолья. Сегодня мы предлагаем вам больше узнать о кулинарных
рождественских традициях Старого и Нового Света – и взять на вооружение
некоторые рецепты и идеи, которые украсят ваш семейный праздник или
домашнюю вечеринку в эти зимние каникулы. Итак, погружаемся в тайны
рождественского стола разных стран мира!
Рождественский стол в России: мясное изобилие
Традиционные блюда, которые подавались к рождественскому столу на
Руси, – визитная карточка национальной кухни. Это окорок, буженина,
бараний бок с кашей, ДОМАШНИЕ КОЛБАСЫ, жареный фаршированный
поросенок, гусь или утка с яблоками, куриный бульон, СТУДЕНЬ, заливная
рыба, БЛИНЫ, ПИРОГИ с мясом, грибами, капустой, пряники. А 6 января, в
день рождественского сочельника, готовили сочиво – постную кашу с медом и
орехами.
Изобилие мяса и дичи на русском праздничном столе объясняется тем,
что с завершением рождественского поста начинался убой скота и охотничий
сезон. А еще у наших предков была примета: чтобы наступающий год был
хорошим, на столе в Рождество должно быть 12 блюд – по числу месяцев.
Рождественский стол в Германии:
гусь индюшке товарищ
Рождественский стол в Германи гусь
Национальное блюдо на рождественском столе немцев – гусь. Его
фаршируют и запекают с черносливом и яблоками, с красной капустой и
клецками. Позиции гуся с успехом теснит традиционная для всей Европы
рождественская индейка.
Также принято готовить рыбу (лосось, карп), свинину с квашеной
капустой, домашние пироги. Традиционно на столе должно быть 7–9 блюд из
продуктов, символизирующих зарождение жизни: яйца, икра, пшеница, горох,
бобы, мак и др.
Талисманом и главным десертом праздника считается ассорти из яблок,
орехов, цукатов и изюма, которое символизирует благополучие, процветание
и здоровье. И, разумеется, никуда без вкуснейшей рождественской выпечки:
штруделей, КЕКСОВ, ПЕЧЕНЬЯ, – и ДОМАШНИХ КОНФЕТ.
Рождественский стол в Англии. В средние века главным блюдом
английского рождественского стола была кабанья голова, но с XVII столетия
жители туманного Альбиона признают «королевой праздника» только индейку
znanio.ru