Тарелка, конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепке в средней группе детского сада, тема «Тарелка»
Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.
Цель занятия:
Познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком.
Учить детей приемам барельефной лепки из тонких жгутиков, завитков, шарообразных форм.
Словарь: выставка, хрупкий, декоративный. Упражнять детей в использовании прилагательных, обозначающих материал, из которого изготовлен предмет.
Закрепить знания о материалах (камень, стекло, дерево, металл, керамика, пластик).
Активизировать познавательную деятельность детей.
Развивать любознательность, мышление, творческое воображение, мелкую моторику.
Воспитывать у детей самостоятельность и аккуратность при работе с пластилином.
Оборудование:
Разнообразные тарелки, расставленные как на выставке, картинка с изображением древнего человека у костра, крупные листья какого-нибудь растения, плоские камни, крупа, пластиковые тарелки, разноцветный пластилин, оборудование для лепки.
Тарелка, лепка, работа детей средней группы
Ход занятия:
Сегодня мы с вами отправляемся на выставку. Знаете ли вы, что такое выставка? Выставка – это показ, выставление на показ, чтобы многие люди могли увидеть. Повторите слово «выставка» и запомните его.
А теперь мы отправляемся на выставку тарелок.
Рассматривание экспонатов выставки
Какие именно тарелки понравились вам больше всего? Почему? Что вас удивило?
Вас удивило, почему на выставке тарелок оказались камень и лист растения. Послушайте, и вам все станет понятно.
«Тарелка из листка»
Давным-давно, когда не было ни домов, ни детских садиков, ни магазинов, когда люди жили еще в пещерах, произошла эта история. Захотел как-то древний человек поесть. Убил он на охоте кабана, поджарил на костре мясо. (Показ картинки). И тут он подумал: на что ему мясо положить? В руках держать горячо, на землю положить – что с мясом будет? Испачкается мясо. Подумал человек и решил сорвать большой лист у какого-нибудь растения, чтобы на него положить мясо. Так и сделал. Так что первой тарелкой был листок. Но удобна ли такая тарелка? Давайте проведем эксперимент.
Экспериментальная деятельность детей
Возьмите листочки, насыпьте на них крупу и попробуйте сделать вид, что хотите поесть с листочков? Что происходит? Все рассыпается. Удобно ли есть с листочка? Почему все рассыпается? Листок плоский и маленький.
«Тарелка из камня»
Вот и древнему человеку было неудобно есть из такой тарелки. Нужно придумать что-то другое. Посмотрел вокруг себя и увидел много камней. Выбрал из них самый плоский. Вот такой примерно. (Показ плоского камня). Затем целых два дня долбил он камень, чтобы появилось в нем углубление. А легко ли ему было долбить камень? Попробуйте сами.
Экспериментальная деятельность детей
Детям предлагается попытаться сделать углубление в камене с помощью другого камня.
Получилось ли у вас сделать хоть малюсенькое углубление в камне? Легка или тяжела эта работа?
Тяжело пришлось древнему человеку. Но когда готова была каменная тарелка, положил на нее человек мясо, сел и обрадовался, что у него есть теперь такая удобная тарелка.
Динамическая пауза «Мы на выставке бывали»
Мы на выставке бывали,
Очень многое узнали.
(Шаг на месте)
Хорошо все рассмотрели,
И, конечно, поумнели.
(Развести руки в стороны, дотронуться указательным пальцем до головы)
Но пора нам отдохнуть.
Разомнемся – снова в путь.
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Вращения головой)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо и влево)
А теперь мы приседаем,
Мы прекрасно понимаем –
Ноги нужно укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять.
(Приседания)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны)
Но через некоторое время человеку эта тарелка стала меньше нравиться. Как вы думаете, почему? Возьмите камень в руки. Какой он по весу? Тяжелый. Руки устают держать такую тарелку, ведь столов тогда еще не было.
«Тарелка из дерева»
Тогда решил человек сделать посуду из чего-нибудь полегче – из дерева. Взял он деревянную чурку выдолбил в ней углубление. Получилась удобная тарелка. Всем она хороша, да только боятся деревянные тарелки огня, воды и солнца. Давайте поразмышляем, почему? Почему тарелка из дерева боится огня? Дерево быстро и хорошо горит. А почему тарелка из дерева боится воды? От воды дерево разбухает и теряет форму. И почему тарелка из дерева боится солнца?
Прошло немало времени. Человек научился строить дома, шить одежду и многому другому. И захотелось человеку, что бы предметы, которыми он себя окружил, были не только удобными, но и красивыми. Вот тогда-то и пришло человеку в голову украсить тарелку узорами. Вот какие красивые расписные тарелки. (Показ).
«Тарелка из глины»
Чем больше проходило времени, тем больше умел человек. Человек стал использовать для изготовления тарелок глину. (Показ). Глиняные тарелки не боялись огня, воды и солнца, но были хрупкие. Как вы понимаете это слово? Хрупкий – значит очень непрочный, легко ломающийся. Повторите слово «хрупкий» и постарайтесь запомнить. Большинство тарелок в вашем доме и в детском саду сделаны именно из глины.
«Тарелка из метала»
Научился человек делать изделия из металла, тут же сделал металлические тарелки. (Показ). Такие тарелки легкие, прочные, не горят, не бьются. Но они сильно нагреваются, когда в них находится горячая пища. Проведем несложный эксперимент.
Экспериментальная деятельность
В металлическую тарелку наливается из чайника кипяток, через полминуты он выливается, а дети осторожно притрагиваются к тарелке для того, чтобы убедиться, что тарелка нагрелась.
«Тарелка из стекла»
Когда человек научился делать стекло, он стал изготавливать из него тарелки. (Показ). Что вы можете сказать о стеклянных тарелок? Какие они? Стеклянные тарелки красивые, изящные, праздничные. Но у них есть серьезный недостаток. Как вы думаете, какой? Они хрупкие, легко бьются.
«Тарелка из пластика»
Со временем человек овладел производством пластика. Из пластика были сделаны многие предметы. В том числе и тарелки. (Показ). Чем хороши эти тарелки? Они легкие, небьющиеся. Но от горячего такие тарелки могут плавиться. Поэтому из пластиковой посуды нельзя есть горячую пищу.
Но зачем человек придумал столько разнообразных тарелок? Жизнь человека разнообразна, разные тарелки для разных случаев. В наше время люди очень редко пользуются деревянными тарелками и совсем не используют листья растений в качестве тарелок. Зато все остальные тарелки использует, но в разных случаях. Давайте поиграем.
Дидактическая игра «Какие взять тарелки»
Я буду предлагать вам случай, ситуацию, а вы предлагайте мне тарелки, которые к ней подойдут.
Какие взять тарелки для праздничного застолья? Стеклянные.
Какие тарелки подойдут для дачи или пикника? Пластиковые.
А какие тарелки положат в рюкзак туристы, отправляясь в дальний поход?
Какими тарелками мы пользуемся ежедневно?
Глиняными.
Воспитатель просит не только назвать материал, но и обосновать свое предложение.
Сегодня мы увидели много разнообразных тарелок. Все они сделаны мастерами. Давайте будем с уважением относиться к таким людям, беречь их труд. А как именно мы можем беречь их труд? Аккуратно обращаться с тарелками, мыть их, не бить.
А на память о нашем сегодняшнем посещением выставки я хочу предложить вам украсить свою тарелку. Но сначала подготовим пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Полепить мы захотели»
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:
(Смотрим на раскрытые ладони и вертим ими)
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.
(Потираем руками)
Раз, два, три, четыре, пять,
(Хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять.
(Встряхиваем кистями)
Постучали,
(Стучим по столу)
Повертели
(Круговые вращения кистью)
Полепить мы захотели.
Поработают немножко,
(Активное шевеление пальцами)
Мы дадим им отдохнуть.
(Сложили ладони вместе)
Барельефная лепка «Декоративная тарелка»
Мы возьмем тарелку из пластика и украсим ее узорами из пластилина. Можно будет есть из такой тарелки? Нет. Тарелки, которые изготавливают не для еды, а для красоты, называются декоративными. Декоративной тарелкой можно украсить кухню. Сегодня мы сделаем декоративную тарелку. Давайте повторим это слово и запомним его.
Детям предлагаются пластиковые тарелки и пластилин разных цветов. Воспитатель показывает знакомые детям приемы барельефной лепки (раскатывание, загибание, сплющивание, размазывание) и элементы узоров (ягодка, цветок, завиток, линия).
Скачать конспект занятия «Тарелка»
vospitatel.com.ua
Занятие по лепке в подготовительной к школе группе «Лепка декоративной посуды»
Разделы: Работа с дошкольниками
Тема: Лепка декоративной посуды.
Программное содержание:
- Продолжать учить изображать декоративную посуду, передавая особенности формы и росписи.
- Творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно выбирать способ лепки.
- Украшать готовое изделие углубленным рельефом при помощи стеки, или налепами.
- Закреплять навыки аккуратной лепки.
Материал и оборудование:
- Поворотные станки, стеки, влажные губки, подставки, глина на каждого ребенка.
- Иллюстративный материал с изображением декоративной посуды, образцы декоративной посуды разного предназначения, магнитофонная запись спокойной музыки.
Предварительная работа:
- Лепка посуды разными способами на занятиях и в самостоятельной деятельности, рассматривание декоративной посуды для анализа ее форм и украшений, беседы о видах посуды на занятиях по развитию речи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в изостудию, здороваются и проходят к воспитателю.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с декоративной посудой. Встаньте удобно, закройте глаза и представьте, что мы перенеслись в древний мир. Представили? А теперь послушайте мой рассказ. Люди с древних времен лепили глиняную посуду. Сначала они хранили в ней разные продукты: овощи, фрукты, зерно. Но однажды один горшок стал крепким , легким, звонким, но главное он не размокал от воды. Так глиняная посуда вошла в быт первых людей. Постепенно при лепке посуды люди стали изменять форму изделий, делали кувшины с длинными узкими горлышками для воды и широкие массивные сосуды с крепкими ручками для других продуктов. Вскоре стали отбирать наиболее удачные и красивые изделия, а потом и сами стали украшать посуду разными способами. Вот, например древнегреческая ваза украшена глиной разных цветов. А еще, какими способами можно украсить посуду?
(Ответы детей: налепами, углубленным рельефом, росписью)
То есть со временем посуда стала настоящим украшением стола, а потом и жилища человека. Появились причудливые изящные вазы, кувшины разнообразных форм и размеров, т.е. появилась декоративная посуда. Что значит слово “декоративная”?
(Ответы детей)
Давайте рассмотрим некоторые изделия поближе. Вот перед вами разные виды посуды: вазы, кувшины, конфетницы, чаши. Нравятся они вам? Чем именно?
(Ответы детей)
Ребята, а как вы думаете, каким способом вылепили эту вазу? А эту сахарницу? и т.д.
(Выслушиваю ответы детей, дополняю, добавляю, еще раз повторяю способы лепки: вдавливание, выбирание, ленточный способ.)
Итак, сегодня мы с вами тоже будем создавать декоративную посуду, будем лепить известными способами самую разную посуду. И конечно будем украшать ее или налепами или прорисовывать узор стекой.
Рассаживайтесь за столы, кому как удобно, садитесь красиво, спину держим прямо. Подумайте, какую посуду вы хотели бы вылепить, и какой способ нужно для этого использовать.
(Ответы детей, совет, подсказ воспитателя)
Хорошо подумайте, на сколько частей вы разделите кусок глины. Самые удачные работы высушим, и вы заберете для украшения группы. Приступаем к работе, хорошо разминаем глину, делим ее на части.
(Самостоятельная работа детей, помощь, подсказ, напоминание, что перед налепами или прорисовкой необходимо тщательно загладить поверхность.)
После работы воспитатель предлагает детям вымыть руки и рассмотреть изделия вылепленные детьми, отметить наиболее удачные, выбрать для группы.
– А теперь давайте на минуту закроем глаза и постараемся вспомнить самые интересные моменты занятия, что вам понравилось больше всего?
(Ответы детей)
14.03.2007
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Открытое занятие по лепке (творчество): «Красивая тарелка»
Открытыи урок:
Образовательная обл:Творчество.
Раздел:Лепка.
Тема: Красивая тарелка.
Круг приветствия :Салемдесу:
Салем алтын күн
Салем қок өспан
Салем достарым
Салем қөнақтар
Салем балабақшам
Цель: Учить лепить,используя новые приемы,вдавливая и оттягивания краев,уравнивая пальцами.
Задачи: Образовательные.
Закрепить знание детеи о казахскои культуре, уточнить и расширить предстовление детеи о посуде о ее функциях и своиствах, качество материала из которого она сделана.
Развивающие: развивать у детеи мелкую моторику, тренировать пальцы рук.
Воспитательные:Воспитывать бережное отношение к казахскои культуре и ее обычаям.
Методы и приемы:
Наглядное: показ иллюстрационных картинок и демонстрация показ сделанного блюда.
Словестное: художественное слово,беседа,вопрос-ответ.
Игровое: пальчиковая игра, д\игра,
Сюрпризныи момент приход Әже.
Практическое:приминение музыки вовремя работы, принимаемся за работу, лепим.
Иследование вместе с детьми из чего сделана посуда,для чего нам нужна посуда, из чего она сделана,(ответы детеи).
Д\игра: отгадаите по картинкам что это за посуда?
Сюрпризныи момент: приход в группу Әже ребята к нашеи бабушке скоро приедут гости,а у нее старая посуда лопнула.Даваите еи поможем и слепим еи новое блюдо
Физминутка:
Мы дружно трудились,
Немного устали.
Быстро все вместе
За партами встали
Руки поднимем,
Потом разведём.
И очень глубоко
Всей грудью вздохнём.
Ребята лепить мы с вами будем сегодня из теста.Выполнение детьми.
Похвала воспитателем детеи за выполненую работу.
Подарки детям.
Прощание с гостями, Сау болыныз!
Итог: Ребята вам понравились ваши работы.(Ответы детеи).
Открытое занятие.
Образовательная обл:Творчество.
Раздел:Лепка.
Тема: Красивая тарелка.
(средняя группа № 4)
Вып: Елиусизова Г Ш.
kopilkaurokov.ru
Конспект НОД Художественное творчество(лепка)ТЕМА «Декоративные тарелки для украшения группы»
ТЕМА «Декоративные тарелки для украшения группы»
Программные задачи:
Формировать способности к творческому созданию образа на основе чувства формы, отбора и своеобразного комбинирования элементов, колорита, в своеобразной композиции.
Развивать чувство формы, композиции и способности выполнять узор на любом силуэте.
Формировать желание поделиться радостью, удачной работой с другими людьми, желание сделать подарок родным, близким людям, используя свои умения в декоративной деятельности
Формировать умение детей лепить декоративные тарелки из целого куска пластилина пластическим способом.
Упражнять в скатывании комка пластилина между ладонями , сплющивание ,и равномерном прощипывании краев
Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей. Закрепить видеть и выделять характерные элементы росписи. Познакомить с названиями элементов росписи: ягоды, цветы, завиток, травка. Обратить внимание на цветовую гамму. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству.
Воспитывать уважение к традициям русского народного творчества.
Развитие у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения к Родине, народу.
Воспитывать уважение к традициям русского народного творчества.
Словарная работа: выставка, декор, экспонаты, дерево.
Материалы: Хохломские изделия, пластилин, стеки, сюрприз, музыкальный центр.
Ход занятия.
Звучит русская народная мелодия
В. — Здравствуйте, ребята, поздоровайтесь пожалуйста с нашими гостями.
Предлагаю вам поиграть в игру «Подари комплемент», «Настроение»
Сегодня я приглашаю вас на выставку.
В. — Представьте, что на моей ладошке лежат билетики. Чтобы взять свой билет нужно прикоснуться к моей ладошке и назвать свое имя.
Дети по очереди подходят и называют свои имена.
В. — У всех есть билеты? Проходите на выставку. Эту выставку создали волшебники – художники Золотой Хохломы.
Все листочки, как листочки,
Здесь же – каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют….хохломой!
Выключается музыка
Наша выставка совсем необычная, не похожая на другие – уникальная выставка. На нашей выставке предметы можно брать в руки.
На столе и на полках стоит хохломская посуда. Даю детям предметы в руки рассмотреть.
В. — Как вы думаете, из чего сделаны изделия? (ответ детей)
Эти изделия сделаны из дерева.
В. — Почему их назвали золотыми? (ответ детей)
Их назвали золотыми, потому что у изделий желтые листья и желтый фон – похожий на золото.
Рассказываю, демонстрируя хохломскую тарелку.
В. — Традиции в изготовлении и росписи изделий передаются из поколения в поколение – сыну от отца, отцу от деда. Чаши, миски, вазы сначала вытачивают из дерева, затем подготавливают к росписи. Покрывают тонким слоем глины, сушат изделие, намазывают маслом и снова сушат в печи, покрывают олифой, затем натирают порошком алюминия (серебрянкой). Когда роспись закончена и высушена, художник покрывает изделие лаком, а серебрянка под желтой пленкой, становится очень похожа на золото. Так рождаются замечательные золотые чаши, миски, вазы и много другой посуды.
www.prodlenka.org
Программные задачи: Скачать полную версию конспекта Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей. Закрепить видеть и выделять характерные элементы росписи. Познакомить с названиями элементов росписи: ягоды, цветы, завиток, травка. Обратить внимание на цветовую гамму. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству.
|
doshkolnik.ru
лепка декоративной посуды
Занятие по лепке в подготовительной к школе группе “Лепка декоративной посуды”
Программное содержание:
Продолжать учить изображать декоративную посуду, передавая особенности формы и росписи.
Творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно выбирать способ лепки.
Украшать готовое изделие углубленным рельефом при помощи стеки, или налепами.
Закреплять навыки аккуратной лепки.
Материал и оборудование:
Поворотные станки, стеки, влажные губки, подставки, глина на каждого ребенка.
Иллюстративный материал с изображением декоративной посуды, образцы декоративной посуды разного предназначения, магнитофонная запись спокойной музыки.
Предварительная работа:
Лепка посуды разными способами на занятиях и в самостоятельной деятельности, рассматривание декоративной посуды для анализа ее форм и украшений, беседы о видах посуды на занятиях по развитию речи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в изостудию, здороваются и проходят к воспитателю.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с декоративной посудой. Встаньте удобно, закройте глаза и представьте, что мы перенеслись в древний мир. Представили? А теперь послушайте мой рассказ. Люди с древних времен лепили глиняную посуду. Сначала они хранили в ней разные продукты: овощи, фрукты, зерно. Но однажды один горшок стал крепким, легким, звонким, но главное он не размокал от воды. Так глиняная посуда вошла в быт первых людей. Постепенно при лепке посуды люди стали изменять форму изделий, делали кувшины с длинными узкими горлышками для воды и широкие массивные сосуды с крепкими ручками для других продуктов. Вскоре стали отбирать наиболее удачные и красивые изделия, а потом и сами стали украшать посуду разными способами. Вот, например древнегреческая ваза украшена глиной разных цветов. А еще, какими способами можно украсить посуду?
(Ответы детей: налепами, углубленным рельефом, росписью)
sundekor.ru
Методика поэтапной лепки посуды из пластилина
Дергачева Алла Владимировна, воспитатель,
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 52 Малинка»,
г. Балашиха, Московская область
Лепка — это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.
Лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
- повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
- развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
- синхронизируют работу обеих рук;
- формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Из некоторых видов лепки мне хочется остановиться на предметной лепке, а именно – на лепке посуды разными способами. Ознакамливая детей с лепкой посуды, ставлю перед собой задачи:
- знакомить с приемами лепки разной по форме посуды: низкой, высокой; помочь овладеть приёмом лепки посуды ленточным способом;
- учить украшать посуду двумя способами: рельефным и контррельефным;
- дать представление о том, что композиция узора на посуде связана с её формой.
Учить самостоятельно придумывать узоры для украшения вылепленной посуды;
- воспитывать умение объяснять способы лепки изделий сложной формы, состоящих из нескольких частей. Определять исходную форму для каждой части;
- развивать умение на основе полученных знаний и навыков лепить посуду новой формы.
Предлагаю поэтапную лепку посуды.
1. Лепка 1 «Тарелочка с узором».
Круговым движением ладоней рук скатать шар.
Расплющить его в толстый диск и оттянуть края
Украсить тарелочку углубленным узором или контурным рельефом (его делают с помощью разных предметов: головкой шурупа, колпачками от фломастеров, острым или закругленным концом стеки, печатками для пластелина)
Лепка 2 «Миска с узором».
Скатать Шар. Расплющить шар в толстый диск и поднять края выше, чем у тарелки, не отгибая их в стороны. Диск дна у миски меньше, чем у тарелки.
Украшаем миску способом налепа. Скатываем длинные или короткие тоненькие цилиндрики, шарики. Составляем узор.
Лепка 2 «Миска с узором».
Скатать Шар. Верхняя часть вазы такая же, как миска.
Скатать толстый цилиндр. Из цилиндра слепить ножку вазы.
Готовые части скрепить приёмом примазывания.
Составляем узор и украшаем вазу для фруктов.
Лепка 4 «Кружка» (ленточным способом).
Скатываем цилиндр. Лепим ленту из цилиндра. Расплющиваем и соединяем её.
Скатать шар и расплющить его. Соединяем кольцо и донышко, хорошо заглаживая. Излишки пластилина срезаем стекой. Прикрепляем ручку.
Заглаживаем края кружки, её стенки и украшаем поделку.
Лепка 5 «Ваза для цветов» (ленточным способом).
Раскатываем цилиндр. Расплющиваем его.
Соединяем ленту. Расширяем верхний край вазы. Соединяем с донышком. Излишки пластилина удаляем стекой. Примазываем.
Сглаживаем поделку. Придумываем узор и украшаем вазу.
Предлагаю фотоотчёт открытого интегрированного занятия по сказке К.И. Чуковского «Федорино горе».
Лепка ленточным способом кружки.
www.profesiniciative.ru