Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Моя семья»
Занятие на тему «Моя семья»
Оборудование:
Свеча с подсвечником, дом;
Иллюстрации с изображением членов семьи;
Иллюстрации к игре «Оцени поступок»;
Мяч;
Иллюстрации родословного дерева;
Родословное дерево для аппликации, иллюстрации с изображением членов семьи, клейстер, кисточки, салфетки, клеенки, ножницы;
Плакат для глазной гимнастики
Предварительная работа: Рассматривание семейных фотографий и рассказы детей о своей семье; сюжетно-ролевые игры «Семья», «Гости», «День рождения дочки (сына)», дидактические игры «Помоги маме сварить борщ», «Помоги папе собрать инструменты» и другое.
Литература:
http://www.maam.ru/detskijsad/yeticheskaja-beseda-moja-semja.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/11/26/konspekt-nod-po-razvitiyu-rechi-v-podgotovitelnoy-gruppe-na
http://dochkolenok.ru/konspekt-zanyatiya-nod-na-temu-semya.html
Комплексные занятия – Н.В.Лободина, издательство «Учитель», Волгоград,2011 год
Ознакомление с окружающим миром – И.А.Морозова,М.А.Пушкарева, издательство «МОЗАИКА — СИНТЕЗ», Москва,2011 год
Развитие коррекции речи детей – Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова, Творческий центр «Сфера», Москва, 2007 год
Цель: Расширять представление детей о семье
Задачи:
Уточнить понятие «семья», «родственники»
Сформировать элементарные представления о родственных связях в семье;
Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей;
Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам семьи
1). Зажигаю свечу в подсвечнике
— Что за башенка стоит,
А в окошке свет горит?
К этой башне подойдем,
Как зовется башня? (дом)
Скажите, что я сделала? ( Зажгла свечу, огонь)
Как вы считаете, чем служил огонь для древних людей?
(огонь обогревал их, давал свет, помогал готовить пищу)
С далеких времен огонь — это символ домашнего очага, уюта, тепла. Он собирает всех вокруг себя, дает людям свет, тепло, пищу.
Дети, я хочу рассказать вам сказку о ребенке, который жил один. Слушайте…
— Жил – был мальчик, который был один – одинешенек на всем белом свете. (Выставляется фигурка мальчика)
Дети, разве так бывает, чтобы у человека никого не было? Как вы думаете?
Я предлагаю изменить нашу сказку, пусть у нашего героя появятся замечательные, любящие родственники.
Кого поставим рядом с мальчиком?(Предлагаю поставить фигурки всех родственников)
Как назовем одним словом всех людей, которые живут вместе? (Семья)
Сегодня мы поговорим с вами о самом дорогом, что может быть у человека, о семье. Кто может объяснить, что означает слово «семья»?
Да, семья – это близкие, родные друг другу люди. Пусть и нам сегодня светит символ домашнего очага – огонек в этом домике. (Следить за очагом в нашем доме будет Нина Васильевна) Когда вы появились на свет, каждого из вас окружили заботой члены вашей семьи, они давали вам имя и фамилию. Семьи для того и создаются, чтобы воспитывать детей, помогать им стать сильными и самостоятельными. Все члены семьи близкие друг другу люди. Они живут вместе, ухаживают друг за другом любят друг друга, помогают друг другу. А еще всех членов семьи называют родственниками. Слово «РОД» означает «ОДНА БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ». То есть, родственники – это братья, сестры, мамы, папы, дедушки, бабушки.
— Сколько в вашей семье человек?
— Кто самый старший?
— Кто самый младший?
— Чем занимаются мама и папа?
— Как помогаешь ты взрослым?
— С кем из членов семьи ты любишь играть? — Я вижу, ребята, что вы много можете рассказать о семье. Запомните: мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья.
2) Дидактическая игра «Кто кем приходится?»
— Кто для бабушки и дедушки папа и мама? /Сын, дочь/
— Кто для бабушки и дедушки мальчик и девочка? / Внук и внучка/
— Кто для папы и мамы мальчик и девочка? / Сын и дочь/
— Кто мальчик для девочки? /Брат/
— Кто девочка для мальчика? /Сестра/
3). — Вам нравится ваша семья?
Игра «Какая ваша семья?»
(дети стоят в кругу и передают друг другу мяч ,называя слова.)
Родная. дружная, счастливая, трудолюбивая, хозяйственная, спортивная, культурная, крепкая, жизнерадостная, гостеприимная, здоровая.
— Как вы думаете, что разрушает семью?
(Слово прикрепляется в виде вырезанных из бумаги тучек, которые закрывают солнышко.)
Ссоры, обиды, конфликты, непонимание, невнимание, непослушание, лень, неправильные поступки
4) Игра «Оцени поступок»
Рассмотрите картинки, на них изображены дети, совершающие хорошие и плохие поступки. Плохие поступки приносят родителям грустное настроение, расстраивают их, хорошие – радость, гордость за своего ребенка. Подумайте, какой поступок изобразил художник на вашей картинке. Картинки с изображением детей с хорошими поступками положите к солнышку, а если вы считаете, что поступок плохой и расстроит родителей – к тучке
5). Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире?»
1 2 3 4 (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире (шагаем на месте)
1 2 3 4 5 (прыжки на месте)
Папа! Мама! Брат! Сестра (хлопки в ладоши)
Деда! Бабушка! И я! (наклоны влево и вправо)
Наша дружная семья!
6). Глазная гимнастика
7). Игра «Четвертый лишний»
* Мама, соседка, бабушка, сестра
* Сестра, продавец, бабушка, брат.
* Дворник, брат, папа, дедушка.
*Дедушка, мама, брат, отец.
Зачем человеку семья?( Чтобы любили, хвалили, учили, заботились)Как должны относиться люди друг к другу в семье? (Дружить, любить, заботиться, защищать, уважать, ухаживать)
Молодцы!
8) — Семья – это главное в жизни человека. Это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто нас любит и о нас заботится.
Рассматривание плакатов «Родословное дерево»
— Посмотрите, какое родословное дерево составили дети из другой группы
— Какая часть у дерева считается главной? (Корень.)
— А в семье кто главный? (Тот, кто старше.) Это наши бабушки и дедушки, согласитесь, они всегда помогают нам принять правильное решение, помогают нам советом. (Несколько вступлений детей по генеалогическому древу.)
Ребята, я предлагаю сделать родословное дерево для нашего мальчика, пусть у него тоже будет семья, а я дорасскажу о нем сказку
9) Аппликация «Родословное дерево»
10) Итог:
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты,
Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно,
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья,
Какая хорошая ваша семья
infourok.ru
Конспект интегрированного занятия на тему «Моя семья».
Конспект интегрированного занятия по развитию коммуникаций во второй младшей группе по теме «Моя семья».
Цель: Продолжать формировать представления детей о семье, её членах.
Задачи:
Образовательные: Учить правильно называть членов семьи. Дать понятия «родственники», «семья».
Развивающие: Развивать представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Закрепить навыки работы клеевой кисточкой, используя ранее изученные приемы аппликации. Формировать навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в Д.падеже ед. числа.
Воспитательные: Воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
1.Заучивание фамилии, имени, отчества родителей.
2.Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»
3.Разучивание стихотворений о маме, папе, семье.
4.Рассматривание семейных альбомов.
Оборудование: магнитна доска, магниты, указка, корзинка для игры, сердечки, вырезанные картинки с изображением людей, лист А1 для коллективной работы с подготовленным фоном, клей, кисти, салфетки, подставки под клей, сладкое угощение.
Ход НОД:
Орг. момент (дети стоят в кругу)
Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты – мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Дети вместе с воспитателем подходят к домику:
Что за башенка стоит?
А в окошке свет горит!
К этой башне подойдём,
А зовётся башня – дом.
— Мы постучим, тук- тук. Никого?— Постучим по громче, ведь звонка нет, тук-тук.
Кто-то выглядывает в окно.
Сюрпризный момент: Появляется медведь. Рассказ медведя о своей семье:
«Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Я Мишутка из сказки «Три медведя». Я хочу вам рассказать о своей семье. Наша семья небольшая: нас всего трое папа Михайло Потапович, мама Настасья Петровна и я Мишутка. Я очень люблю маму и папу. Они меня тоже любят, они заботятся друг о друге и обо мне. А у вас, ребята, есть семья? Расскажите мне о вашей семье, о том, как вы живете».
Что такое семья?
Это когда живут все вместе, любят, хвалят друг друга, вместе делают добрые дела, заботятся о маленьких и заботятся о стареньких.
Рассказы детей о своей семье.
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, кто является членами моей семьи? Тогда послушайте мои загадки и договаривайте отгадки:
1.В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо —
Лучше всех на свете… (мама)
2.Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш… (папа)
3.Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша… (бабушка)
4.Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш… (дед)
5.Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой… (братишка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая…(сестра)
Игра «Скажи ласково». Игра с мячом.
В семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково? (воспитатель называет первое слово, дети продолжают.)
Дочь – дочечка, дочурка.
Сын – сынок, сыночек.
Папа – папочка, папуля.
Мама – мамочка, мамуля.
Бабушка – бабуля.
Дед – дедушка, дедуля.
Сестра – сестрёнка.
Брат- братишка.
Воспитатель: Молодцы. В каждой семье случаются праздники. Какие праздники вы отмечаете всей семьей? (ответы детей). На праздниках принято дарить подарки. Как вы считаете, какой больше всего подарок хотел бы получить папа?…..мама?….бабушка?….дедушка?……брат?…..сестра?
Физминутка:
Три медведя шли домой. Дети имитируют ходьбу на месте.
Папа был большой – большой. Тянут руки вверх.
Мама чуть поменьше ростом. Наклоняются.
А малыш малютка просто. Приседают.
Очень маленький он был,
С погремушками ходил. Изображают игру погремушками.
Дзынь-дзынь-дзынь
С погремушками ходил.
— Где живёт Мишутка?
— А где живет каждая семья? (дом, квартира)
Игра «Корзинка добрых дел».
Дети становятся в круг вокруг корзины. По очереди передают корзинку, называю добрые дела: я мою посуду, я убираю игрушки, я поливаю цветы…..(во время игры звучит спокойная музыка).
Пальчиковая игра «кто живет у нас в квартире?»
1,2,3,4 (хлопки)
Кто живет в моей квартире?
1,2,3,4,5
Всех могу пересчитать: (дети загибают пальцы, считая их)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся моя семья!
Аппликация «Красивый дом».
Воспитатель: Ребятки, посмотрите, какой дом грустный. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы дом стал весёлым и красивым? (Дети высказывают свои предположения.) Давайте украсим его и сделаем красивым.
Дети и воспитатель украшают дом.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, какой красивый и праздничный получился дом для семьи. Давайте для всех расскажем стихотворение о доме.
Дети и воспитатель:
Дома бывают разные-
Кирпичные, каркасные.
С балконами железными;
Бывают даже снежные,
Совсем как настоящие.
Но самый лучший – это мой,
Я в нём живу
С моей семьёй.
Итог.
-У нас у всех есть семья. У кого-то она большая, у кого-то по меньше. Но в каждой семье вас любят и о вас заботятся. Вы самые счастливые дети на свете.
— Ну что, Мишутка, понравилось тебе гостить у детей в детском саду? Понравились их рассказы о своей семье?
Мишутка:
— Я люблю свою семью.
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю
И щенка и кошку Мусю!
Всех, кого я так люблю-
Имеют право на семью.
Спасибо вам, ребята! Мне так у вас понравилось, что я хочу угостить вас вкусными медовыми пряниками! До свидания!
Детям раздается угощение. Образовательная деятельность окончена.
multiurok.ru
Конспект занятия по социальному развитию » Наша дружная семья» / средняя группа/ — Социальное развитие — Каталог статей
Наша дружная семья
Задачи: формировать представление детей о семье и ее членах, о доброжелательных отношениях родных людей, об эмоциональном состоянии членов семьи, зависимость этого состояния от сложившейся ситуации; воспитывать любовь и уважение к своим родным.
Ход занятия
1. Беседа «Как вы думаете, кто эти люди?».
Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографию или картинку с изображением семьи.
— Как можно назвать этих людей одним словом? (Семья.) Почему вы так решили?
— Кто живет в этой семье?
— С кем ты живешь?
— Кем ты доводишься маме (папе, дедушке, бабушке)?
— Если в одной семье живут дети, родители, дедушка и бабушка, то говорят, что это большая семья. А вы как думаете?
— Кто живет в большой семье?
— У кого есть братики, сестрички? Они старше или младше вас?
— С кем из членов своей семьи ты любишь играть? Почему? Чем и с кем ты еще занимаешься дома?
В о с п и т а т е л ь (читает стихотворение).
Есть в доме любом семейный альбом.
Как в зеркале, мы отражаемся в нем.
Пускай не всегда мы красивы –
Зато эти фото – правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
Семейные снимки хранятся в альбоме.
2. Игра «Составь семью».
Детям предлагаются фигурки-макеты или картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей.
В о с п и т а т е л ь. Как вы думаете, взрослые в семье заботятся друг о друге? А как заботятся о вас? Как вы помогаете взрослым?
3. Этюд «Утреннее фото».
Ход этюда. Дети сидят на стульчиках. Педагог читает стихотворение А. Костецкого. Дети вместе с педагогом сопровождают чтения жестами и движениями:
Встань, как только солнце встанет.
(Тянут руки вверх.)
И тихонечко к окошку
Руку луч к тебе протянет –
(Тянут руки вперед.)
Ты подставь скорей ладошку,
(Подставляют ладошки солнышку.)
Пусть тебя увидит мама
И умытым, и обутым.
(Проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до обуви.)
Все прибрав, иди к ней прямо
И скажи ей: «С добрым утром!»
(Дети повторяют вместе с педагогом: «С добрым утром».)
А потом с улыбкой, с песней
Выйди к травам, людям,
Птицам…
(Широко разводят руки в стороны.)
И веселым, интересным
День твой должен получиться!
(Улыбаются друг другу.)
4. Игра «Делай, как я».
Дети становятся в круг. Им нужно по подражанию передать выражение лица воспитателя и назвать его (называет тот ребенок, у кого оказался сзади кубик): улыбка, хмурое лицо, ласковый жест, пригрозить пальцем и т. п.
5. Анализ ситуаций по сюжетным картинкам.
З а д а н и е. Определить по картинкам:
– Почему радуется мама?
– Почему сердится дедушка, как и чем ему можно помочь? И др.
6. Музыкальная минутка.
Дети произвольно выполняют танцевально-ритмические движения под запись песни Р. Паулса «Золотая свадьба».
7. Аппликация «Моя семья».
Задание. Наклеить фигурки всех членов своей семьи на панно, создать фотографию своей семьи в технике аппликации.
8. Рисование на тему «Подарки бабушкам и дедушкам».
Педагог предлагает детям порадовать своих бабушек и дедушек – нарисовать и подарить им рисунок. Но перед тем, как приступить к рисунку, дети рассказывают, что они хотят нарисовать. Педагог просит каждого обосновать свой выбор. Например: «Я нарисую бабушке вазу, а в ней букет, потому что она любит цветы».
Рисунки можно соединить в одну общую газету и вывесить на стене в групповой комнате.
– Какими словами вы будете сопровождать вручение своих подарков?
Подготовленный ребенок читает четверостишие:
Прими мой подарок,
Дедушка родной.
Остаюсь с поклоном
Внук любимый твой.
К. Малина
www.doumarx.ru